Новости

Падение Асада: тектонический сдвиг на Ближнем Востоке

10 декабря, 18:00 Сирия
Поделиться

Падение режима Башара Асада в Сирии вызвало шок на Ближнем Востоке, и эксперты предполагают, что оно разрушило стратегию «огненного кольца» Ирана и создало как возможности, так и проблемы для Израиля, пишет журналистка «The Algemeiner» Дебби Вайс.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не терял времени, приветствуя этот момент как «историческую» победу израильской стратегии и безопасности, назвав его «решающим шагом к региональной стабильности и миру». «Режим Асада является центральным звеном в оси зла Ирана — этот режим пал», — заявил он 8 декабря. Выступая во время визита на гору Бенталь на границе Израиля с Сирией, Нетаньяху описал падение режима как кульминацию многолетних скоординированных усилий по противодействию иранскому влиянию в Сирии. «Это стратегическое достижение для Израиля, плод наших решительных действий против укрепления Ирана в регионе».

Вакуум, образовавшийся после падения Асада, раздробил Сирию на конкурирующие зоны контроля. Эксперт по политическому исламу и терроризму Дина Лиснянски объяснила текущую динамику и заметила, что есть основания для «осторожного оптимизма». «Мы видим, как укрепились три основные фракции: силы друзов на юге, курды на северо-востоке и исламисты-салафиты в других местах, включая части Дамаска», — рассказала она «The Algemeiner».

По словам Лиснянски, эта мозаика власти дает Израилю редкую дипломатическую возможность. «Это может стать возможностью для Израиля установить отношения с отдельными фракциями или новым сирийским правительством». Однако она предостерегла от необузданного оптимизма в отношении салафитов, представленных группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана террористической в РФ), которая возглавила поход на сирийскую столицу Дамаск 8 декабря. «Салафитские исламисты остаются ответвлением «Аль-Каиды» (запрещена в РФ), несмотря на риторику их лидера Абу Мохаммеда аль-Джулани о хороших отношениях с соседями Сирии — Иорданией, Ливаном и Израилем», — заявила она. «Неслучайно сегодня они получили поздравления от «Талибана» (внесен в список террористических организаций в РФ), который с энтузиазмом поддержал их достижения и свержение Асада».

Министр по делам диаспоры Амихай Шикли также предостерег израильтян от преждевременных празднований. «Это джихадисты и исламисты, которые совершили некоторые из самых ужасных вещей, типа ИГИЛ (запрещено в РФ) и Аль-Каиды», — заявил он, предупредив, что Сирия может «в мгновение ока стать похожей на Афганистан». Но, по его словам, положительным моментом был контроль курдов в северо-восточном регионе. Лиснянски предупредила, что роль Турции в содействии свержению Асада добавляет еще один уровень сложности для Израиля.

Растущее влияние Турции в Сирии даже несет потенциальный риск вторжения, заметила Лиснянски, ссылаясь на угрозы президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в начале этого года, что если бы Турция имела общую границу с Израилем, он бы уже продемонстрировал возможности своей страны, подразумевая ответные меры за войну Израиля в Газе. «Турция, без сомнения, сегодня враждебна Израилю. Хотя мы очень надеемся на улучшение отношений с Турцией, с одной стороны, мы не питаем никаких иллюзий. Это означает, что в настоящее время они могут разместить на нашей границе войска, которые могут даже вторгнуться на нашу территорию», — предупредила она. «Нам нужно действовать с очень осторожным оптимизмом и понимать, что происходящее в регионе по-прежнему крайне неясно», — заключила она.

Падение режима Асада нанесло значительный удар по региональным амбициям Ирана. Правительство Асада было важнейшим звеном в усилиях Тегерана по вооружению и финансированию террористических сателлитов от Ливана до Газы, образуя так называемое «огненное кольцо» вокруг Израиля. С падением Дамаска и ослаблением иранских сателлитов влияние Исламской Республики в Сирии было серьезно подорвано. Бывший сирийский оппозиционер и основатель Сирийской мирной инициативы Иссам Зайтун подчеркнул важность региональных усилий в этом сдвиге. «Есть очевидное международное и региональное решение не допускать Иран», — заявил он. Он отдал должное Израилю за то, что он играет центральную роль в сдерживании влияния Ирана, подчеркнув более широкое международное соглашение, движущее этими событиями. Зайтун также подчеркнул гуманитарные последствия падения режима, подчеркнув настоятельную необходимость поддержки мирных жителей на юге Сирии. «Нам нужно заботиться о них», — заметил он.

Зайтун, беседуя с «The Algemeiner» по пути в Израиль из Германии, куда он бежал после репрессий режима Асада, изложил свои планы прибыть в Иерусалим, чтобы обсудить возобновление проекта «Хороший сосед», который предоставлял гуманитарную помощь, включая медицинское лечение, тысячам сирийцев в приграничных общинах в разгар гражданской войны.

Во время своего выступления на горе Бенталь Нетаньяху также затронул эту программу, объявив о намерении Израиля возобновить ее и подчеркнув ее влияние, отметив, что сотни сирийских детей родились здесь, в Израиле. В то же время он подтвердил политику Израиля по избеганию прямого участия во внутренних конфликтах Сирии.

Зайтун выразил надежду на новую эру, подчеркнув потенциал Соглашений Авраама (ряд соглашений о нормализации отношений между Израилем и несколькими странами арабского мира, заключенных при посредничестве США в 2020 году) в перестройке региональных альянсов и добавив, что они потенциально могут включать новое руководство Сирии, в зависимости от его траектории. «Мы бы с удовольствием присоединились к Соглашениям Авраама», — заявил он. «Все счастливы. Мне звонят отовсюду с поздравлениями. Это были очень, очень плохие полвека для Сирии», — отметил он. «Если случится что-то, что нам не понравится, мы сможем это изменить», — добавил он, выразив уверенность, что сирийцы извлекли уроки из прошлого и не позволят другому диктатору прийти к власти.

Хотя Нетаньяху взял праздничный тон, он также подчеркнул важность бдительности. Он рассказал, что отдал приказ о размещении ЦАХАЛа в буферной зоне между Израилем и Сирией, отметив, что впервые после окончания войны Йом-Кипур в 1973 году израильские военные присутствуют в этом районе более нескольких часов. Израильтяне 8 декабря также заняли сирийскую сторону горы Хермон. «Мы действуем в первую очередь для защиты нашей границы», – заметил он. «Эта территория контролировалась почти 50 лет буферной зоной, согласованной в 1974 году, Соглашением о разъединении сил. Это соглашение рухнуло, сирийские солдаты покинули свои позиции».

Председатель Форума по исследованию Сирии Нир Бомс также высказал осторожный оптимизм, указав на потенциал возобновления сотрудничества с умеренными сирийскими группировками. «Мы видели успехи в работе с оппозиционными деятелями в прошлом, особенно на юге. Можно ли повторить такое сотрудничество в этой новой Сирии, остается неясным, но возможности есть», — заявил он «The Algemeiner». «Эта война еще не окончена, но для тех, кто следит за войной в Сирии и тех, кто считает падение Асада победой, это, по крайней мере, небольшой повод поднять тост», — заметил он.

Израильский майор (в отставке), эксперт по региону и активист арамейского христианства Шади Халлул, подчеркнул важность обеспечения безопасности территорий, занятых Израилем в минувшие выходные. «Мы возьмем то, что нам нужно, в соответствии с нашими потребностями в безопасности, пока не будет безопасной и другой реальности», — заявил он «The Algemeiner». Халлул размышлял о более широких последствиях для христиан в регионе, подчеркивая их исторические страдания при режиме Асада, который он назвал «злобным врагом» Израиля и арамейских и маронитских общин Ливана. Теперь, с падением Асада, общины по всему Ливану — включая суннитов, христиан и друзов — празднуют, рассказал Халлул, отметив важность роли Израиля в формировании этого результата. «Ливан и Сирия должны поблагодарить Израиль за их освобождение, потому что без Израиля этого бы не произошло сегодня», — заявил он «i24News». Но, как и другие, Халлул предупредил о рисках, связанных с неопределенным будущим Сирии, указав на потенциальную нестабильность, если светские и исламистские организации не смогут достичь соглашения о разделении власти. «Если эти две силы достигнут соглашения о разделе власти в Сирии и будут управлять Сирией вместе, то у нас будет стабильность. Но если нет, мы можем увидеть, как между этими сторонами разразится гражданская война», — заключил он.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции