Ожидание крупнейшей в истории продажи ювелирных изделий омрачено историей обогащения их владельца с помощью нацистских законов
Самая ценная в мире коллекция ювелирных изделий, не принадлежащая королевской семье, будет выставлена на аукцион в следующем месяце, несмотря на то, что по крайней мере часть состояния австрийской семьи, которой принадлежали украшения, была построена за счет покупки компаний, проданных под давлением нацистов, сообщает «The Times of Israel».
Сотни драгоценностей и украшений из Коллекции австрийской наследницы Хайди Хортен поступит в продажу 3 мая в аукционном доме «Christie’s». «Christie’s» полагает, что продажа принесет более 150 миллионов долларов, что больше, чем 137 миллионов долларов от продажи вещей, принадлежавших актрисе Элизабет Тейлор, в 2011 году и 109 миллионов долларов, полученных правящей семьей Катара Аль-Тани в 2019 году. Среди предметов, выставленных на торги, — «Бриолет» из Индии, бесцветный бриллиант весом 90,38 карата, ограненный знаменитым ювелиром Гарри Уинстоном, и бриллиантовое кольцо «Cartier» «Восход и рубин» с ценимым 25-каратным рубином «Голубиная кровь».
Часть состояния, накопленного мужем Хортен Хельмутом, была основана на компаниях, которые он купил в 1930-х годах у евреев, которых нацистский режим вынудил продать их, сообщила 27 апреля «The New York Times». Историки, журналисты и дочь бизнесмена, работавшего в компании, купленной Хортеном, рассказали газете, что филантропические цели аукциона не компенсируют прошлого. «Хельмут Хортен заложил основу своего богатства во времена Третьего рейха, приобретая компании по бросовым ценам у еврейских владельцев бизнеса под давлением», — заявил журналист Дэвид де Йонг, недавно опубликовавший книгу под названием «Нацистские миллиардеры: Темная история богатейших династий Германии».
До 1938 года на евреев-владельцев компаний оказывалось огромное давление с целью продать свой бизнес и имущество, часто с огромной скидкой. После 1938 года эти продажи были принудительными, а предлагаемые цены обычно были еще ниже. Историки говорят, что Хортен покупал компании в оба этих периода времени в оккупированной нацистами Европе. По словам де Йонга, в ряде случаев Хортен платил менее 65% стоимости компаний, которые он покупал, в том числе при покупке универмага «Alsberg» в Дуйсбурге, Германия, в 1936 году. После этой продажи Хортен разместил объявление в нацистской газете, в котором говорилось, что магазин «перешел в собственность арийцев», говорится в статье.
Журналистка Стефани Стефан, чей отец входил в совет директоров компании, которая была продана Хортену под давлением, опубликовала письменные показания еврея-владельца фирмы, в котором говорилось, что Хортен угрожал ему отправкой в концлагерь, если он не согласится продать бизнес. «Мой отец с самого начала восстал против Хортена, потому что знал, что он уже заставил нескольких еврейских владельцев универмагов в Германии продать универмаги за смешные суммы», — рассказала Стефан. «Он сразу уволил моего отца. Хортен добился того, чтобы моего отца несколько раз сажали в тюрьму и, наконец, выслали из Нидерландов», — заявила она.
Историк Питер Хорес, нанятый в прошлом году Хайди Хортен, заявил, что его исследование показывает, что Хортен так и не завершил покупку этой компании, и он оспорил письменные показания. Хорес также заметил, что, хотя семья получила выгоду от скупки еврейских фирм, уровень богатства, полученного Хортеном от этих покупок, был преувеличен, и что он был «сравнительно справедливым» в ценах, которые он заплатил. Отчет Хореса подвергся критике, и позже историк заявил, что сожалеет об использовании фразы «сравнительно справедливо», поскольку это означало, что люди думали, что он преуменьшает действия Хортена. «Как историк я не могу согласиться с основными положениями доклада Хореса», — заявила «Times» член и старший советник Австрийского консультативного совета по реституции произведений искусства Биргит Кирхмайр. Кирхмайр заметила, что неприемлемо оправдывать действия Хортена словами, что он был «не хуже других». «Можно сказать, что сами украшения не украдены, — заметила Кирхмайр. «Но деньги, на которые они куплены, связаны с нацистским прошлым. И это факт, который необходимо упомянуть в биографиях коллекционеров».
«Christie’s» добавил упоминание о том, что еврейские предприятия были проданы под принуждением, и заявил, что пожертвует часть выручки от продажи фондам, занимающимся исследованиями и образованием в области Холокоста. «Деловая практика г-на Хортена в эпоху нацизма, когда он покупал еврейские предприятия, продаваемые под принуждением, хорошо задокументирована», — говорится в заявлении, добавленном на сайт продажи. «Мы понимаем, что это болезненная история», — заявила «Times» Антея Пирс, президент «Christie’s» в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. «Мы взвесили это с учетом различных факторов», — заметила она, подчеркнув, что вырученные средства пойдут в благотворительный фонд, созданный Хортеном. Хайди Хортен, которая умерла в 2022 году, было 19 лет, когда она встретила Хельмута, который был старше ее более чем на 30 лет. Когда он умер в 1987 году, она унаследовала почти миллиард долларов. Фонд Хайди Хортен будет финансировать общественный музей в Вене с ее коллекцией произведений искусства, а также будет финансировать медицинские исследования, сообщает «The Guardian».
По данным «Harper’s Bazaar», Хортен принадлежали произведения искусства Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баскии и Ива Кляйна.