«От полной победы к полной капитуляции!»: жители северного Израиля возмущены сообщениями о соглашении о прекращении огня с «Хезболлой»
Сообщения о прогрессе в деле прекращения огня с «Хезболлой» вызвали значительное разочарование среди жителей северного Израиля, которые опасаются, что потенциальное соглашение может позволить ливанской террористической группировке восстановиться и снова угрожать их безопасности, пишут журналисты «Ynet» Александра Лукаш, Яир Краус, Моран Азулай, Нина Фокс.
Американский чиновник заявил в понедельник, что прекращение огня в Ливане неизбежно. После более чем года боевых действий жители призывают к жесткому решению, которое использует нынешнее ослабленное положение «Хезболлы» после масштабной израильской бомбардировки, которая позволила ликвидировать большую часть ее руководства. Мэр Кирьят-Шмоны Авихай Штерн выразил решительное несогласие с заявленным соглашением, призвав лидеров Израиля пересмотреть свое решение. «Прежде чем подписывать то, что кажется соглашением о капитуляции, я призываю наших лидеров посмотреть в глаза детям Кирьят-Шмоны и подумать об их будущем», — заявил Штерн. «Это соглашение приближает угрозу 7 октября к северу. Как мы перешли от полной победы к полной капитуляции? Почему бы не закончить то, что начали? Мы разгромили «Хезболлу», но вместо того, чтобы полностью ее расформировать, мы даем ей шанс восстановиться. И куда вернутся наши жители? В разрушенный город без безопасности и будущего? Это безумие», — предупредил Штерн.
Жители региона требуют, чтобы Израиль «положил конец истории» и уничтожил возможности «Хезболлы», обеспечив долгосрочную безопасность, прежде чем они вернуться в свои дома.
Глава регионального совета Мате Ашер в Западной Галилее Моше Давидович резко раскритиковал готовящееся соглашение о прекращении огня. «Я спрашиваю себя, живу ли я во сне или в заблуждении — или же это лица, принимающие решения в правительстве Израиля, в заблуждении», — заявил Давидович в интервью «Ynet». «Представлять этот фарс — после того, как люди провели больше года в бомбоубежищах, после того, как дети больше года мочатся в постели, после того, как психическое здоровье здесь было на пределе, — просто оскорбительно», — добавил он. «Любой, кто думает, что мы просто подопытные кролики в лаборатории, явно заблуждается. И любой, кто верит, что он может просто щелкнуть выключателем, сказать «все, время вышло», и что жизнь вернется в нормальное русло, и вдоль линии противостояния восстановятся мир и гармония, живет в фантазиях. Это люди, которые удобно сидят в центральном Израиле, в башнях из слоновой кости, направляя нас к катастрофе. У нас есть храбрые жители, которые уже больше года как потеряли свои средства к существованию, свой бизнес, свое сельское хозяйство, свой туризм и свои дома. И все же они (люди, принимающие решения) играют с нашими жизнями. Горе стране, которой руководят такие капитаны».
Давидович предупредил, что последствия соглашения лягут целиком на плечи лидеров правительства. Он осудил их неспособность укрепить северные убежища или обеспечить достаточное количество защищенных от ракет помещений, заявив: «Кровь будет на их руках. Это поспешные, непрофессиональные, небезопасные и ненадежные решения. Мы на севере — бронежилет государства, его щит, и мы платим цену. К сожалению, мы продолжим платить цену, потому что нас игнорируют, мы невидимы, мы не важны».
Отвечая на вопрос об обсуждениях с военными чиновниками, Давидович рассказал о тревожных событиях на юге Ливана в последние дни. «То, что они обнаружили всего в четырех или пяти километрах отсюда, крайне тревожно. Это не то, что было год назад, или шесть месяцев назад, или даже месяц назад — это недавнее, и это не дает мне спать по ночам». Он конкретно упомянул угрозы вблизи Рош-а-Никра: «Эти бункеры, обнаруженные в трех километрах от Рош-а-Никра, не дают мне спать с субботы. Я измотан, я обеспокоен и боюсь за будущее детей Мате Ашер и всех детей вдоль линии противостояния. Заставлять их возвращаться домой без надлежащей защиты — это бессовестно».
Глава регионального совета Мате Ашер предупредил, что жители не будут чувствовать себя в безопасности в рамках предлагаемого соглашения, что приведет к увеличению числа семей, покидающих регион. «С течением дней все больше и больше семей покидают Галилею и север», — рассказал он. «Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы этот ручеек не превратился в наводнение. Но это уже происходит ежедневно, и пока люди не почувствуют себя в безопасности, еще больше семей уедут. Ответственность за это ляжет целиком на плечи лиц, принимающих решения».
Давид Шмуэль, житель Нагарии, чей дом 24 ноября подвергся ракетному обстрелу «Хезболлы», также поделился своими страхами в интервью «Ynet», которое было прервано еще одной сиреной воздушной тревоги. «Вчера был ужасный день», — рассказал он, описывая, как его дочь едва избежала опасности, следуя протоколам безопасности и бросившись в защищенную комнату. «Она добралась до убежища, и через две секунды в здание попала ракета», — заявил Шмуэль. «Я разговаривал с ней по телефону — она кричала: «Дом обрушивается на меня! Я слышу крики, разбивающееся стекло». Она была в полном шоке. Она все еще не успокоилась, но с нами все в порядке, мы здоровы».
Размышляя о более чем годе жизни под обстрелом из Ливана, Шмуэль описал ситуацию как невыносимую. «Это тяжело. Нет никакой жизни, у нас нет жизни уже год. Вы не можете ничего планировать, никуда не можете пойти, не можете свободно выходить, даже сделать что-то простое, например, заняться спортом на улице». В то время как жители жаждут мира, Шмуэль высказал свое несогласие с предлагаемым соглашением. «Я не думаю, что сейчас время», — заметил он. «Я думаю, что пока Ливан не будет очищен от угроз, огонь не должен прекращаться, потому что они вернутся. Может быть, через год, два или три — они вернутся. На севере мы привыкли к этому, но я думаю, что сейчас самое время положить этому конец на долгие годы, на десятилетия. Мы не должны сегодня достичь одностороннего соглашения, которое не пойдет на пользу никому, и меньше всего нам на севере».
Критика предлагаемого соглашения исходит от политиков всех политических взглядов Израиля, включая министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира. Воздерживаясь от предъявления ультиматумов или угроз роспуска правительства, Бен-Гвир назвал соглашение «исторической упущенной возможностью уничтожить «Хезболлу»». «Я понимаю ограничения и аргументы, но это серьезная ошибка», — заявил Бен-Гвир. «Нам нужно прислушаться к командирам на местах и местным лидерам. Теперь, когда «Хезболла» шатается и отчаянно нуждается в прекращении огня, мы не должны останавливаться. Как я предупреждал в Газе, я предупреждаю снова: г-н премьер-министр, еще не поздно остановить это соглашение! Мы должны двигаться вперед до полной победы».
Депутат Кнессета от «Ликуда» Амит Халеви также выразил сомнения, в частности, обрушившись на спецпредставителя США Амоса Хохштейна, который, как сообщается, установил крайний срок для обеих сторон для заключения соглашения, пригрозив выходом из переговоров. Израильские чиновники опасаются, что такой выход может привести к проблемной резолюции Совета Безопасности о прекращении огня.
Ссылаясь на роль Хохштейна в посредничестве в соглашении о морской границе с Ливаном 2022 года, широко критикуемом нынешней коалицией, пока она была в оппозиции, — Халеви предупредил, что любое «соглашение в стиле Хохштейна» будет катастрофическим. «Создаваемое соглашение опирается на резолюцию 1701 Совета Безопасности ООН от 2006 года, но оно должно основываться на резолюции 1559 от 2004 года, которая призывает к независимости Ливана и разоружению ополченцев, включая «Хезболлу»», — заявил Халеви. «Любое соглашение, которое не включает удаление «Хезболлы» из Ливана, не отвечает интересам безопасности Израиля».
Депутат Кнессета от партии «Ликуд» Дан Иллуз выразил обеспокоенность, назвав сообщения о почти заключенном соглашении с «Хезболлой» «глубоко тревожными». «Вместо того, чтобы использовать слабость «Хезболлы» после двух месяцев тяжелых ударов, обсуждаемое соглашение дает организации стратегические преимущества и ставит под угрозу безопасность Израиля», — заявил Иллуз. Он раскритиковал предлагаемое размещение ливанской армии на юге Ливана, назвав это «самообманом». «Это та же армия, которая контролируется правительством, в котором «Хезболла» имеет значительную власть. Это та же армия, которая бездействовала, пока «Хезболла» накапливала огромный арсенал ракет, угрожающих гражданам Израиля», — заметил Иллуз.
Международный механизм надзора, включенный в соглашение, также вызвал скептицизм. «Это напоминает мне прошлые соглашения — впечатляющие на бумаге, но беззубые на деле. Они не просуществовали и нескольких месяцев», — заключил он.
Лидеры оппозиции также высказали резкие возражения против нового соглашения, подчеркнув необходимость израильской военной автономии в защите жителей севера страны и отвергнув опору на международные силы. Лидер партии «Национальное единство» Бени Ганц заявил, что оборона севера Израиля должна оставаться исключительно под контролем ЦАХАЛа, отвергнув участие международных сил. «Мы не можем вернуться к реальности 6 октября», — заметил Ганц на конференции по восстановлению экономики Израиля после войны. «ЦАХАЛ должен сохранить полную оперативную свободу для противодействия угрозам со стороны Ливана и продолжать наступательные действия против инфраструктуры «Хезболлы» до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое соглашение». Выступая позднее на заседании фракции своей партии в Кнессете, Ганц повторил: «Не вдаваясь в подробности предлагаемого соглашения, одно должно быть однозначно ясно: с соглашением или без него только ЦАХАЛ будет защищать жителей севера. Не ВСООНЛ и не ливанская армия».
Лидер оппозиции Яир Лапид также выразил сомнения, подчеркнув важность политического урегулирования. «Я сочувствую жителям Нагарии и Метулы, но в конечном итоге необходимо политическое соглашение», — заявил Лапид. «ЦАХАЛ достиг огромных успехов в Ливане — от непризнаваемых операций до ликвидации Насраллы и высокопоставленных чиновников, а также продолжающихся ударов в Дахие и южном Ливане. Эти оперативные достижения замечательны, но они бессмысленны без политической концовки». Лидер «Исраэль Бейтену» Авигдор Либерман был более прямолинеен, назвав соглашение «неразумным», поскольку она не требует от ливанского правительства разоружить «Хезболлу». «Руководство Израиля остается в ловушке того же порочного мышления, все еще живя так, как будто на дворе 6 октября, и ничего не изменилось», — заявил Либерман во время встречи фракции. «Это соглашение катастрофично для Израиля», — добавил он. «Иранцы уже начали восстанавливать «Хезболлу», снова занимаясь контрабандой оружия. Без механизмов создания дистанции и обеспечения буфера безопасности я говорю жителям севера: нет причин возвращаться домой. Мы не можем принять сделку, которая освобождает ливанское правительство, позволяя «Хезболле» свободно действовать и готовиться к следующей войне».
Министр иностранных дел Гидеон Саар подчеркнул важность обеспечения соблюдения в любом соглашении. «Истинная проверка любого соглашения будет заключаться не в его формулировке, а в обеспечении соблюдения», — заявил Саар. «Это обеспечение должно быть сосредоточено на двух моментах: не допустить перемещения «Хезболлы» к югу от реки Литани и не допустить их восстановления своего арсенала в любой точке Ливана». Саар подчеркнул приверженность правительства предотвращению возврата к условиям, существовавшим до 7 октября. «Любое нарушение должно быть немедленно устранено. Мы не продадим будущее за временный мир в настоящем», — заметил он.