Новости

Опрос выявил глубокие разногласия по поводу целей войны в Газе по мере ослабления солидарности после 7 октября

8 октября, 18:00 опрос
Поделиться

Спустя год после начала многофронтовой войны, вызванной резней, устроенной ХАМАСом 7 октября 2023 года в приграничном с Газой районе, большинство израильтян — и не избиратели премьер-министра Биньямина Нетаньяху – хотят прекратить боевые действия, показал опубликованный 7 октября опрос, иллюстрирующий распад общественной солидарности, которая резко возросла сразу после нападения, пишет журналист “The Times of Israel” Михаэль Бахнер.

По мере того как война прогрессирует и выходит за пределы Газы, израильтяне все больше верят, что боевые действия в секторе закончились и главной целью Израиля там должно быть безопасное возвращение 101 заложника, удерживаемого ХАМАСом.

Согласно опросу, результаты которого были опубликованы Израильским институтом демократии, многие люди выразили недовольство тем, как Нетаньяху и другие политические лидеры справились с конфликтом, но дали военным лидерам несколько более высокие оценки. На вопрос о том, пришло ли время положить конец войне в Газе, 53% респондентов ответили утвердительно, а 36% — отрицательно. Опрос показал, что арабы – израильтяне в подавляющем большинстве выступают за прекращение войны, в то время как евреи – респонденты разделились во мнениях: 45% за прекращение боевых действий, 43% — за продолжение. Среди израильтян-евреев наибольшую поддержку продолжению войны выразили те, кто называет себя правыми: 61% из них заявили, что война должна продолжаться, по сравнению с 27%, которые выступают за прекращение огня. Левые (83%) и центристы (61%) с большей вероятностью выступали против продолжения боевых действий.

И евреи (56%), и арабы (45%) в качестве основной причины, по которой они поддерживают скорое окончание войны, назвали опасения за судьбу заложников, удерживаемых в Газе. Второй по распространённости причиной, названной евреями (20%), была необходимость сосредоточиться исключительно на северном фронте против «Хезболлы» в Ливане, в то время как для арабов (14%) это высокая цена человеческих жизней и стремление к спокойствию, миру и безопасности.

Опрос был проведен через интернет и по телефону Семейным центром изучения общественного мнения и политики Витерби IDI 15-19 сентября. В опросе приняли участие 1000 респондентов, выбранных, чтобы составить точную картину разрозненных этнических, политических и религиозных общин Израиля. Максимальная ошибка выборки составила 3,1/.

Когда их спросили, что должно быть главной целью войны – возвращение заложников или свержение ХАМАСа, 62% ответили, что возвращение заложников, и только 29% сказали, что победа над палестинской террористической группировкой.

В январе опрос показал, что гораздо меньшее большинство (51%) считают заложников главным приоритетом, при этом более 36% хотели, чтобы Израиль сосредоточился на борьбе с ХАМАСом. Арабы (77%), евреи левого толка (86%) и центристы (78%) в подавляющем большинстве поддерживают возвращение заложников в качестве основной цели войны, в то время как у правых разница в ответах составляет 44-44%. Религиозные евреи (56% религиозных сионистов и 50% ультраортодоксов) выступают за победу над ХАМАСом, в то время как среди евреев существуют значительные гендерные различия по этому вопросу: 24% женщин считают, что свержение ХАМАСа должно быть главным приоритетом, по сравнению с 40,5% мужчин, в то время как 68% женщин и 50% мужчин выступают за возвращение похищенных.

Опрос показал, что почти четверо из 10 израильтян считают, что регулярные протесты на протяжении всей войны, призывающие правительство заключить с ХАМАСом соглашение об освобождении заложников, снижают шансы на их возвращение, по сравнению с 29%, которые считают, что они помогают, и четвертью респондентов, которые говорят, что протесты никак не влияют на шансы. В то время как подавляющее большинство арабов считают, что протесты повышают шансы на возвращение заложников (68%), только 52% евреев левого толка согласились с этим, при этом еще меньше доверия к демонстрациям среди центристов и правых.

На вопрос о том, кто должен контролировать Газу после войны, израильтяне разделились на два лагеря: за многонациональные силы (37%) и за сам Израиль (34%). Только 11,5% ответили, что за Палестинскую администрацию, 2% — за ослабленный ХАМАС, а 15,5% — что затрудняются с ответом. Этот вопрос также выявил глубокие разногласия между политическими лагерями. Большинство евреев правого толка (56%) считают, что Израиль должен сохранить контроль над сектором Газа, в то время как почти все остальные (31%) поддерживают многонациональные силы. Центристы предпочитают многонациональные силы (57%), за которыми следует контроль Израиля (19%), в то время как левые говорят о многонациональных силах (43%), за которыми следует Палестинская администрация (27%). Среди арабов лидирует Палестинская автономия (30%), за ней следуют многонациональные силы (20%), Израиль (9%) и ХАМАС (8%), а 33% опрошенных заявили, что затрудняются с ответом.

Возможно, наиболее разительное различие, выявленное опросом между ранними этапами войны и нынешним моментом, заключается в ухудшении восприятия уровня солидарности между различными частями израильского общества. В то время как на первых этапах войны горькие внутренние разногласия были отброшены в сторону — в декабре 2023 года 54% заявили, что уровень солидарности был высоким, и только 19% оценили его как низкий, — глубокие социальные расколы вернулись в полную силу: сейчас только 26% оценивают чувство единения как высокое, а 44% – как низкое.

Сокращение солидарности особенно заметно среди израильтян-евреев. Когда респондентов попросили оценить деятельность ведущих политических деятелей, а также начальника генштаба ЦАХАЛа Герци Халеви, они дали Нетаньяху средний балл 2,17 по шкале от 1 (очень плохо) до 5 (отлично), при этом лидер оппозиции Яир Лапид (2,10) и ультраправый министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир (1,90) получили еще более низкие баллы. А бывший министр военного кабинета Бени Ганц (2,47), министр обороны Йоав Галлант (2,7) и министр обороны 2.67) и Халеви (2.75) оцениваются несколько выше.

Неудивительно, что результаты сильно различаются между политическими лагерями: Нетаньяху и Бен-Гвир получили гораздо более высокие оценки от евреев правого толка, чем от любой другой группы, в то время как Галлант, Халеви, Лапид и Ганц получили гораздо более высокие оценки от евреев центристского и левого толка, чем от их “ястребиных” коллег. Арабы дали самые высокие оценки Лапиду и Ганцу.

На просьбу оценить боевые возможности ЦАХАЛа, продемонстрированные во время войны, евреи из всех лагерей в подавляющем большинстве дали положительные оценки 4-5 (86%), в то время как 45% арабов дали низкую оценку 1-2 и только 26% дали высокую оценку. В общей сложности 76% израильтян выразили удовлетворение компетентностью армии.

Ещё более значительные разногласия наблюдались при ответе на вопрос об этичном поведении военных во время войны: 83% евреев оценили его высоко, в то время как 67,5% арабов оценили его низко. В общей сложности 71% считают, что ЦАХАЛ вел себя этично, в то время как 17% считают, что нет. В том же ключе большинство евреев выступают против допросов солдат по подозрению в жестоком обращении с задержанными палестинскими террористами (61,5%) и за смягчение наказаний для тех, кто признан виновным (60%), в то время как 75% арабов выступают за допросы и 77% из них поддерживают наказание осуждённых по всей строгости закона.

Опрос показал, что большинство арабов (76%), левых евреев (74%) и центристов (64%) считают, что выборы должны состояться в 2024 году, в то время как 55% правых евреев считают, что они должны состояться в конце четырёхлетнего срока полномочий правительства в 2026 году. Наконец, 45% с оптимизмом смотрят в будущее Израиля, в то время как 48% настроены пессимистично. Арабы в подавляющем большинстве настроены пессимистично (69% против 25% оптимистов), в то время как 29% евреев левого толка, 40% центристов и 59,5% правых настроены оптимистично.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции