Объявлены победители 7-го Московского еврейского кинофестиваля
В Москве подошёл к концу 7-й Московский еврейский кинофестиваль (МЕКФ). В ходе торжественной церемонии, прошедшей в киноцентре «Октябрь», объявили победителей и обладателей специальных наград этого года.
После сложного 2020-го года фестиваль вернулся к полноценному очному формату. Фильмы, признанные лучшими по итогам 7-го МЕКФ, были награждены 12 октября. Жюри под руководством режиссёра, продюсера, актёра и сценариста Вадима Перельмана выбрало победителей в следующих номинациях: «Лучший фильм», «Приз жюри», «Лучший художественный короткометражный фильм», «Лучший документальный полнометражный фильм», «Лучший документальный короткометражный фильм». Также были вручены специальный приз общины «Самой кинематографически активной еврейской общине Европы» и награда фонда «Генезис» «За фильм с наибольшим образовательным потенциалом».
Лауреатов специального приза имени Якова Каллера «За лучший российский фильм года на еврейскую тему» и Почетного приза «За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России» объявили на церемонии открытия фестиваля. Ими стали Вадим Перельман и Елена Якович соответственно.
В номинации «Лучший фильм» победил фильм «Город у реки», режиссер Виестурс Кайриш (Латвия, Чехия, Литва). Приз жюри получил фильм «Не возненавидь», режиссер Мауро Манчини (Италия). В номинации «Лучший художественный короткометражный фильм» победил фильм «Её танец», режиссер Бар Коэн (Израиль). В номинации «Лучший документальный полнометражный фильм» награда досталась фильму «Это была не любовь», режиссер Майя Сарфати (Израиль).
Особое упоминание жюри в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм» получил фильм «Любовь и всякое», режиссер Джудит Хелфанд (США). В номинации «Лучший документальный короткометражный фильм» был награжден фильм «263 ночи», режиссер Ирина Тарасова (Беларусь, Израиль, Россия). Особого упоминания жюри в номинации «Лучший документальный короткометражный фильм» удостоился фильм «Любовь и смерть Йозефа и Цилли» режиссера Дины Голд (Канада). Специальный приз общины 7-го МЕКФ «Самой кинематографически активной еврейской общине Европы» получил фильм «1618» режиссера Луиса Исмаэля (Португалия). Награда фонда «Генезис» 7-го МЕКФ «За фильм с наибольшим образовательным потенциалом» была вручена фильму режиссера Майкла Сэмюэлса «Дети Уиндермира», (Великобритания, Германия).
Приз имени Якова Каллера 7-го Московского еврейского кинофестиваля за «Лучший российский фильм 2021 года на еврейскую тему» получил фильм «Уроки фарси» режиссера Вадима Перельмана. Почетный приз «За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России» получила режиссёр Елена Якович.
7-й Московский еврейский кинофестиваль прошёл в Москве с 3 по 12 октября. Площадками киносмотра стали киноцентр «Октябрь», кинотеатры «Иллюзион» и «Москино Звезда», Центр документального кино, а также Еврейский музей и центр толерантности. Организатором 7-го Московского еврейского кинофестиваля выступает Фонд поддержки и развития еврейского кино «Ковчег». Фестиваль был реализован при генеральной поддержке Федерации еврейских общин России, Фонда «Blavatnik Family Foundation», Фонда «Генезис», Министерства культуры РФ, Еврейского музея и центра толерантности, проекта «КАРО.Арт», «AZIMUT Hotels».
Лучшие работы разных жанров на еврейскую тематику были представлены зрителям, которые могли посетить не только показы картин, но и мероприятия из образовательной программы – Q&A с создателями проектов, дискуссии и круглые столы. Еврейский музей и центр толерантности организовал специальную антисионистскую программу, проведя несколько public-talks. Из нововведений 2021 года — презентация секции VR-кино и пометка Kosher Style, которой обладают все фильмы программы.
«Очень радостно, что фестиваль состоялся. В первую очередь это следствие поддержки наших партнёров и работы фестивальной команды. За что всем большое спасибо! Очень хочется надеяться, что все нововведения этого года — такие, как секция VR-кино и новая награда за фильм с наибольшим образовательным потенциалом, — станут частью фестиваля в будущем. Ну и нельзя не сказать о фильме закрытия фестиваля: это уникальная документальная работа, мирового уровня. И огромное спасибо создателям за этот фильм и доверия фестивалю его российской премьеры», — заявил генеральный продюсер 7-го МЕКФ Егор Одинцов.
Более 50 работ со всех концов земного шара стали участниками разных программ 7-го Московского еврейского кинофестиваля. География мероприятия огромна — фильмы из США, Латвии, Италии, Аргентины, Германии, Польши, Великобритании, Франции, Португалии и Израиля были представлены зрителям фестиваля. Для многих картин эти показы стали европейскими и российскими премьерами.
«С каждым годом фестиваль становится всё лучше и лучше. Я желаю, чтобы в следующем году залы были по-настоящему полны, чтобы все были здоровы, а мы искали себя и Бога — и искали друг друга, конечно же», — отметил продюсер 7-го МЕКФ Константин Фам.
«В этом году фестиваль получился очень разнообразный и живой, картины вызывали много споров и дискуссий, можно сказать, что он прошёл с большим интересом для всех зрителей. Показ на закрытии фестиваля киноработы Сергея Владимировича Лозницы «Бабий Яр. Контекст» был невероятно значим. Не только потому, что в этом году 80 лет со дня трагедии, но и потому что фильм являет собой подробное документальное исследование феномена массового уничтожения евреев на оккупированных территориях бывшего Советского Союза. Трагедия Бабьего Яра ещё до недавних лет была мало исследована и мало освещена, несмотря на увековечивание памяти о ней во многих произведениях искусства. Фильм Сергея Лозницы важен и как продолжение рефлексии о Холокосте в творчестве, и, в первую очередь, как способ изучения тех событий, благодаря которому исторический факт не будет подменён вымыслом — случайно или злонамеренно», – подвёл итог фестиваля президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.
Режиссёр, продюсер, актёр и сценарист Вадим Перельман представил свою работу «Уроки фарси» на специальном показе, после которого ответил на вопросы зрителей. «Спасибо огромное фестивалю за приглашение, за честь быть председателем жюри с такими потрясающими людьми. Действительно, я бы сказал, были три-четыре великолепных фильма, из которых сложно было выбрать лучший, но мы сошлись в наших взглядах. Картина «Город у реки» — эпическая, но при этом тонко сделанная, ты просто чувствуешь её. Великолепная работа», — отметил Вадим Перельман.
Советник председателя совета директоров фонда «Генезис» Дмитрий Дикман, вручая награду за фильм с наибольшим образовательным потенциалом, сказал: «Перед нами стоял очень сложный выбор. О том что программа фестиваля год от года становится насыщеннее и ярче, мы, конечно, знали, — поскольку фонд «Генезис» поддерживает Московский еврейский кинофестиваль уже много лет. Но в этом году – действительно, просто один фильм лучше другого. Тем не менее мы выбрали фильм «Дети Уиндермира». В нем режиссер Майкл Сэмюэлс затронул очень большой спектр важных тем: тут не только история Катастрофы, но и жизнь после нее, преодоление травм, взросление, возможность и невозможность понять другого человека, способность найти и обрести себя».