О праведном гневе и ложных обвинениях
На сайте онлайн – издания «Украина Ингкогнита» появилась статья некоего Д.Полюховича под громким названием «Похищенные реликвии Подгаецкой и Чертковской синагог “всплыли” в Москве».
В ней утверждалось, что синагоги в Черткове и Подгайцах были «ограблены» по заказу россиян в 2013-2014 годах. Со ссылкой на главу еврейской общины в Черткове Я.Баранова утверждалось, что трехсотлетние резные двери из синагоги Черткова «находятся в фондах Еврейского музея на Поклонной горе российской столицы» (ранее в самой статье упоминался Музей истории евреев в России), и были похищены по заказу Главного раввина России Берла Лазара.
В принципе уже после этой фразы статью можно не читать дальше, как фейк-ньюс. Журналисты явно поленились уточнить, что в Москве три еврейских музея, и два из них, упомянутые в статье как один, не имеют к Главному раввину России никакого отношения. Но все же продолжим чтение. Далее рассказывается о «похищении»/«краже» мраморного вкладного камня с надписью «это врата Господа — праведные войдут через них» (Псалом 118) из синагоги в Подгайцах. Далее следовало обвинение в «кощунственном надругательстве над древними еврейскими памятниками» и заявление, что «Украина Инкогнита» «надеется, что Украина на международном уровне поставит вопрос о краже россиянами еврейских реликвий и о возвращении их домой» и будет обращаться в международные еврейские организации и посольство Израиля на Украине.
Статья (или выжимки из нее) стала распространяться в социальных сетях. Но «точки над i» расставило открытое письмо ведущих израильских экспертов по восточноевропейскому еврейскому искусству, кураторов «Музея истории евреев на территории бывшей Российской империи и СССР» Бориса Хаймовича и Гиллеля (Григория) Казовского. Они отмечали, что оба предмета из «находящихся на грани полного разрушения» (что, кстати, подтверждали фотографии, сделанные самими украинскими «разоблачителями»), были приобретены, а не сворованы, и таким образом спасены от уничтожения. «Но чтобы их восстановить и экспонировать потребовалась длительная и тщательная реставрация высококвалифицированными специалистами.
Дверь месяцами очищали от грибков и гниения, а камень, развалившийся на части, склеивали и реставрировали надпись. После реставрации эти предметы были выставлены на общее обозрение в экспозиции «На грани забвения», посвящённой спасению еврейских памятников, что, собственно, и является главной задачей музея», – писали кураторы. Они отмечали в 2018 году, что к ним обратилась инициативная группа из Украины, которая считала недопустимым, экспонировать памятники с территории Украины в Москве. «Коллектив музея решил пойти навстречу этим заявлениям и согласился вернуть свои экспонаты в Украину, с условием, что «инициативная группа» оплатит часть суммы, потраченной на их реставрацию, и возьмёт на себя их обратную доставку. «Инициативная группа» на наше предложение не отреагировала и прекратила связь с музеем», – подчеркивали Б.Хаймович и Г.Казовский, отмечая, что один из членов этой группы был активным участником нынешней кампании про «воровство».
Кураторы также отмечали, что за последние десятилетия на Украине погиб ряд памятников материальной культуры восточно-европейского еврейства. «Перечислим здесь только некоторые из них: снесена синагога в Бучаче, построенная в XVII в. итальянскими мастерами, обрушилась барочная синагога с резными дверями и подвесным сводом в Бережанах; разрушается и превращена в отхожее место знаменитая синагога XVII в. в Гусятине; превратилась в руину синагога первой половины XVIII в. в Бродах; в аварийном состоянии находится синагога XVIII- XIX вв. в Болехове; заваливаются здания упомянутых выше синагог в Подгайцах (XVII в.) и в Чорткове (XVIII в.). Подобная участь угрожает и знаменитой Шаргородской синагоге XVII в.
Всё это явилось результатом того, что до памятников еврейской культуры не было дела ни украинским властям, ни еврейским организациям. Как мы ни старались, мы не смогли достучаться ни до тех, ни до других с тем, чтобы создать на Украине, если не музей, то хотя бы центр по спасению еврейских памятников. Наконец, появился, к сожалению, не в Украине, музей, который взял на себя эту задачу. Мы гордимся тем, что являемся его сотрудниками и не играли позорную роль немого статиста и «объективного» ученого наблюдателя безучастного к уничтожению в Украине последних уцелевших памятников еврейской культуры», – подчеркивали они.