Нетаньяху заявил Герцогу, что он сформировал следующее правительство Израиля
Вступающий в должность премьер-министр Биньямин Нетаньяху поздно вечером 21 декабря позвонил президенту Ицхаку Герцогу, чтобы объявить, что он успешно сформировал правительство, через 40 дней после того, как председатель «Ликуда» получил от Герцога мандат на формирование правительства, пишет журналист «The Jerusalem Post» Элиав Бройер.
Однако в заявлении, опубликованном «Ликудом» с подробным описанием состава нового правительства, не упоминаются названия двух правых партий: «Оцмы Иегудит» депутата Итамара Бен-Гвира и «Ноам» Ави Маоза. «Ликуд» заявил, что партия Бен-Гвира собирается подписать коалиционное соглашение поздно вечером 21 декабря. Председатель Религиозной сионистской партии (RZP), депутат Кнессета Бецалель Смотрич, похоже, подтвердил заявление Нетаньяху поздно вечером 21 декабря в своем твите. Ожидается, что спикер Кнессета депутат Кнессета от «Ликуда» Ярив Левин сделает официальное заявление на заседании Кнессета, когда он соберется в следующий раз 26 декабря, а затем назначит заседание в течение недели, на котором правительство, если оно будет сформировано, представит свои руководящие принципы, состав и распределение ролей. Эта сессия завершится голосованием по формированию правительства, и если оно пройдет нормально, то правительство официально примет власть.
Предполагалось, что датой прихода Нетаньяху к власти должно было стать 2 января, но, согласно многочисленным сообщениям, новая коалиция попытается привести правительство к присяге к концу следующей недели. Состав, руководящие принципы и официальные коалиционные соглашения должны быть опубликованы только за 48 часов до финальных дебатов в Кнессете. Поэтому, несмотря на заявления Нетаньяху, общественности, скорее всего, придется подождать еще неделю, прежде чем она увидит окончательные договоренности. В любом случае Нетаньяху, скорее всего, подождет, пока все законы, над которыми в настоящее время работает новая коалиция, будут приняты для ускорения законодательного процесса.
К ним относятся три закона: 1. Поправка к Закону о Кнессете, отменяющая пункт, который позволял четырем депутатам выйти из существующей партии и сформировать новую собственную партию. Этот законопроект был принят 19 декабря. 2. Поправка к Закону о полиции, позволяющая новому министру национальной безопасности и председателю партии «Оцма Иегудит» депутату Кнессета Итамару Бен-Гвиру получить более широкий контроль над многими аспектами деятельности полиции. 3. Две поправки к Основному закону о правительстве, которые обсуждаются совместно в специальной комиссии во главе с депутатом от «Ликуда» Шломо Кархи. 4 «Закон Дери», который позволит председателю ШАС, члену Кнессета Арье Дери, занимать пост министра, несмотря на его осуждение за налоговые правонарушения. 5 «Закон Смотрича», позволяющий председателю RZP депутату Кнессета Бецалелю Смотричу выполнять функции второго министра в Министерстве обороны, отвечающего за гражданские вопросы на Западном берегу. Поправка к Закону о полиции прошла первое чтение на заседании Кнессета днем 20 декабря 63 голосами против 53. 21 декабря она вернулась в специальный комитет во главе с депутатом от «Ликуда» Офиром Кацем для обсуждения перед вторым и третьим чтением. Цель закона — урегулировать разделение власти между комиссаром полиции и курирующим его министром. Он требует, чтобы комиссар был подотчетен правительству и подчинялся министру. Кроме того, он также определяет, что комиссар является высшим начальствующим званием в полиции. Согласно нынешней формулировке законопроекта, закон предоставляет министру национальной безопасности контроль над политикой полиции и «общими принципами» ее работы. Министр также «изложит общую политику в отношении расследований, включая определение общих приоритетов, после заслушивания позиции генерального прокурора и после консультаций с комиссаром и полицейскими, отвечающими за расследования». Министр может также определять политику в отношении продолжительности рассмотрения дел на аналогичных условиях.
Ожидаемые трудности
Будущие депутаты от оппозиции и двое заместителей генерального прокурора 21 декабря продолжали указывать на проблемные аспекты нынешней формулировки закона. Главный аргумент заместителей генпрокурора заключался в том, что закон не содержал гарантии независимости полиции и ее приверженности в первую очередь букве закона. Другие трудности, о которых заявили депутаты от оппозиции, включали отсутствие ясности в отношении того, что означает «общая политика», а также нечеткую иерархию между министром национальной безопасности и остальными членами кабинета. В течение дня заместители генерального прокурора и депутаты от оппозиции предлагали альтернативные формулировки. Бен-Гвир согласился включить в закон два дополнительных пункта, которые потребуют от него публиковать все свои политические решения в Интернете и периодически являться в Комитет по внутренней безопасности Кнессета, чтобы представлять там свою политику. Однако он не согласился с предложениями, которые касались бы существенных вопросов в законе, таких как предложение депутатов добавить в закон пункт, обеспечивавший независимость полиции, которая не действовала бы в соответствии с политическими капризами. «Две поправки, принятые назначенным министром, не устраняют существенных трудностей в предложенном», — заявил заместитель генерального прокурора Гиль Лимон после внесения поправок. «Формулировка, представленная комитету, не уравновешивает должным образом полномочия министра с профессиональной независимостью полиции и, следовательно, не соответствует основным принципам демократического режима. Здесь есть реальная озабоченность по поводу влияния политических соображений на деятельности полиции в наиболее чувствительных областях», — заметил Лимон.
«Номер два» в «Оцма Иегудит» депутат Кнессета Ицхак Вассерлауф повторил 21 декабря на «Армейском радио», что партия намерена принять закон до того, как правительство принесет присягу, чтобы «застраховать себя», подразумевая, что «Оцма Иегудит» не верит, что закон будет принят после формирование правительства. Закон Смотрича-Дери также прошел первое чтение в начале этой недели и готовится ко второму и третьему чтениям. Будущая оппозиция подала около 1700 поправок к закону, пытаясь отсрочить его возвращение в Кнессет для окончательного утверждения.