Нетаньяху: обещание Лапида США о том, что «никаких сюрпризов по Ирану не будет», ставит под угрозу Израиль
Лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху 21 июня обвинил министра иностранных дел Яира Лапида в том, что его обещание заранее информировать США о любых военных действиях, которые Израиль может предпринять против Ирана, несет угрозу Израилю, сообщает «The Times of Israel».
По данным Министерства иностранных дел, Лапид и госсекретарь США Энтони Блинкен договорились о политике «никаких сюрпризов» во время своего разговора 17 июня, и пообещали поддерживать открытые и регулярные каналы связи. Во время предыдущего правительства во главе с Нетаньяху высокопоставленные израильские официальные лица также договорились на переговорах с США по ядерному досье Ирана, что в этом вопросе не будет «никаких сюрпризов» и что разногласия будут решаться за закрытыми дверями, подтвердил 21 июня «The Times of Israel» источник, знакомый с ситуацией.
«Если бы не было сюрпризов, мы не смогли бы уничтожить реактор в Ираке», — заявил Нетаньяху 21 июня об ударе, нанесенном в 1981 году по приказу бывшего премьер-министра Менахема Бегина, заявив, что Вашингтон несколько раз просил его об этом за 15 лет его пребывания у власти и он всегда отказывался. Нетаньяху рассказал, что президент США Джо Байден и министр обороны Ллойд Остин специально попросили его «не удивлять их» в отношении Ирана, но он отказался взять на себя такое обязательство, сказав им только: «Я учту вашу просьбу». «Отныне новое израильское правительство должно координировать все свои действия против иранской ядерной программы с администрацией в Вашингтоне, администрацией, которая спешит присоединиться к опасному соглашению о ядерной программе и, что очевидно для всех, не будет предпринимать военные действия против Ирана», — заявил Нетаньяху. «Я не могу придумать более слабого и более бессильного сигнала, который мы могли бы послать Ирану», — сказал он, добавив, что аятоллы Исламской Республики теперь могут «спокойно спать по ночам». Он пришел к выводу, что новое правительство «не годится для руководства», и пообещал сделать все возможное, чтобы свергнуть коалицию, которая отстранила его от власти на прошлой неделе. «Это не политический вопрос. Это вопрос безопасности, жизни людей находятся под угрозой», — заявил Нетаньяху.
Лапид заявил: «Первая часть предложения неверна. Вторая часть не состоится», оспаривая как утверждение Нетаньяху о соглашении с Блинкеном, так и клятву главы «Ликуда» о том, что он сменит нынешнее правительство. «Я благодарю лидера оппозиции за его предложения. Мы используем их», — заметил Лапид.
Министр обороны Бени Ганц, который также занимал пост в правительстве Нетаньяху, упрекнул лидера «Ликуда» за его комментарии. «Использование наших задушевных разговоров с нашим ближайшим союзником бывшим премьер-министром для политической выгоды обескураживающе и опасно», — заявил Ганц. «Как министр обороны Израиля, я заявляю, что Израиль будет продолжать отстаивать свое право на самооборону от любой угрозы в любом месте».
Несмотря на свои комментарии в понедельник, Нетаньяху в качестве премьер-министра также соглашался проводить политику «без сюрпризов» для США, подтвердил журналистам в марте бывший министр иностранных дел Габи Ашкенази. Аналогичное соглашение было достигнуто в 2014 году во время переговоров по соглашению о ядерной программе между Ираном и мировыми державами, включая США. В апреле советник по национальной безопасности США Джейк Салливан заявил NBC News: «Мы глубоко и страстно верим в то, что мы и Израиль проводим политику без сюрпризов. Что мы постоянно общаемся друг с другом, что у нас есть лучшее понимание … того, что другая сторона намеревается делать в отношении целого ряда проблем безопасности в регионе».
С момента вступления в должность в начале этой недели новое израильское правительство пояснило, что оно также выступает против планов Байдена по возобновлению соглашения с Ираном о ядерной программе, но что, в отличие от своего предшественника, оно будет высказывать свою критику в частном порядке. Премьер-министр Нафтали Беннет 20 июня открыл первое заседание Кабинета своего нового правительства с осуждения новоизбранного президента Ирана Эбрагима Раиси. Он заявил, что выбор Ирана стал для мировых держав знаком «проснуться» перед возвращением к соглашению с Тегераном о его ядерной программе. США наложили на Раиси санкции — в том числе и из-за его причастности к массовым казням тысяч политических заключенных в 1988 году по окончании ирано-иракской войны. Раиси пока не комментирует это событие.
Беннет заявил на заседании Кабинета министров в Иерусалиме, что «из всех людей, которых верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи мог выбрать, он выбрал палача Тегерана, человека, печально известного среди иранцев и во всем мире тем, что он руководил «комитетами смерти», которые казнили тысячи ни в чем не повинных иранских граждан на протяжении многих лет». Он подчеркнул, что новое правительство будет следовать политике своих предшественников по решительному противодействию Ирану в создании ядерного оружия. «Режим жестоких палачей никогда не должен иметь оружия массового уничтожения, которое позволит ему убивать не тысячи, а миллионы», — заметил премьер-министр.
Иран и мировые державы 20 июня возобновили непрямые переговоры в Вене, чтобы возродить разорванное соглашение 2015 года, которое предоставило Ирану ослабление санкций в обмен на ограничение его ядерной программы. В течение нескольких недель иранские и американские дипломаты вели переговоры о возвращении к соглашению в австрийской столице через европейских посредников. Эти переговоры являются первыми после избрания Раиси, которое позволило сторонникам жесткой линии взять под свой контроль правительство Ирана. Соглашение по ядерной программе между мировыми державами и Ираном, против которой выступал Израиль, рухнуло после того, как бывший президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из него в 2018 году. Это решение привело к тому, что Иран со временем отказался от всех ограничений на обогащение урана, и в настоящее время обогащает уран на самом высоком уровне за всю историю, хотя уровень обогащения до сих не дошел до уровня обогащения оружейного урана.