Немецкий банк вернет картину Кандинского наследникам первоначальных владельцев-евреев
Государственный банк в Баварии, Германия, согласился вернуть произведение знаменитого русского художника Василия Кандинского потомкам супружеской пары голландских евреев, которая первоначально владела картиной в Нидерландах, сообщает «The New York Times».
В заявлении «Bayerische Landesbank» («BayernLB») говорится, что он последует рекомендации независимой консультативной комиссии Германии по культурным ценностям, конфискованным нацистами, которая рекомендовала вернуть картину 1907 года «Пестрая жизнь» наследникам – Хедвиг Левенштейн Вейерманн и Ирме Левенштейн Кляйн. «Каждая реституция важна для семей преследуемых жертв, поскольку она дает им чувство исцеления, справедливости и достоинства», — заявил «New York Times» адвокат Джеймс Палмер, представляющий наследников.
Эмануэль А. Левенштейн, коллекционер произведений искусства и директор фабрики по производству швейных машин, и его жена Хедвиг Левенштейн Вейерманн жили в Амстердаме и приобрели «Пеструю жизнь» в мае 1923 года. Начиная с 1933 года, после смерти мужа, Вейерманн одолжила картину Музею Стеделийк в Амстердаме. После ее смерти картина перешла во владение ее сына Роберта Готшалка Левенштейна и его тогдашней жены Ирмы Левенштейн Кляйн. Затем картина была изъята из музея и продана на аукционе в оккупированном нацистами Амстердаме 9 октября 1940 года, всего через несколько месяцев после вторжения нацистов в Нидерланды. Саломон Б. Слейпер приобрел «Пеструю жизнь» на этом аукционе, а в 1972 году «BayernLB» купила картину у вдовы Слайпера и одолжила ее музею «Städtische Galerie im Lenbachhaus» в Мюнхене, где она и находится с тех пор.
На картине изображена большая группа людей, одетых в яркую и пеструю одежду, на лужайке, занимающихся различными видами деятельности, такими как игра на музыкальных инструментах или танцы. «BayernL» B утверждала, что Кляйн добровольно продала с аукциона «Пеструю жизнь» во время продолжающегося бракоразводного процесса с мужем, не будучи принуждаемой нацистами. Тем не менее немецкая консультативная комиссия в мае пришла к выводу, что имеются многочисленные указания на то, что это был случай захвата в результате нацистских преследований после начала немецкой оккупации Нидерландов в 1940 году, и что аргументы, выдвинутые «Bayerische Landesbank» не в состоянии опровергнуть это.
Суд постановил, что любая потеря произведений искусства, с которой столкнулись коллекционеры – евреи после немецкого вторжения в Нидерланды 10 мая 1940 года, должна рассматриваться как конфискация, если не доказано обратное. «Этот фундаментальный перенос бремени доказывания в пользу бывших владельцев отражает давление, оказываемое на преследуемых нацистским режимом», — говорится в заявлении, добавляя, что систематическое исключение, лишение избирательных прав и лишение собственности еврейского населения Нидерландов началось немедленно после вторжения. В 2022 году семье Левенштейнов была возвращена еще одна картина Кандинского под названием «Картина с домами», которая также была захвачена нацистами и продана на том же аукционе в 1940 году.