Недавно опубликованный отчет IMPACT-se выявил, что учебные программы Узбекистана способствуют продвижению толерантности, межрелигиозного уважения и культурной открытости
Недавно опубликованный отчет международного исследовательского института IMPACT-se (Институт мониторинга мира и культурной терпимости в школьном образовании) выявил, что учебные программы Узбекистана способствуют продвижению толерантности, межрелигиозного уважения и культурной открытости.
В рамках исследования было проанализировано более 100 учебников по различным предметам, включая язык, этику, историю и религию. Особое внимание уделялось тому, как в образовательных материалах представлены евреи, иудаизм, Холокост, Израиль и израильско-арабский конфликт.
Отчет показал, что учебные материалы Узбекистана предоставляют подробные обзоры иудаизма, охватывая ключевые термины, историческое происхождение, священные писания и религиозные практики. Учебники для 11 класса подчеркивают, что толерантность является не только «духовным долгом, но и политической и правовой необходимостью», усиливая важность межрелигиозного уважения.
Кроме того, материалы освещают миграцию еврейских племен в Ханаан, царство царя Давида, еврейские священные писания, Десять заповедей, ежедневные молитвы, службы в синагоге и основные праздники, включая Рош ха-Шана, Йом Кипур и Хануку. Учебники также отмечают присутствие еврейской общины в Узбекистане, демонстрируя изображения еврейского театра и бухарской еврейской семьи начала XX века. Примеры, такие как Мавзолей Даниила в Самарканде, иллюстрируют межрелигиозную гармонию.
В учебниках для 10 класса по всемирной истории Холокост описывается как преследование и уничтожение шести миллионов евреев, что представлено в контексте Второй мировой войны и военных преступлений нацистов.
Учебные материалы также подчеркивают опасности экстремизма, различие между верой и радикализмом, а также роль образования в предотвращении радикальных идеологий, конкретно называя такие организации, как ХАМАС, «Палестинский исламский джихад» и «Хезболла», «запрещенными в Узбекистане».
Что касается Израиля, учебники выделяют социально-экономическое развитие еврейского государства как «развитую страну с перенесенным капитализмом». Учебные материалы демонстрируют инженерные достижения и экономический рост Израиля, включая изображение израильской технологии капельного орошения, принятой в узбекском сельском хозяйстве.
Вопрос арабо-израильского конфликта представлен с замечательной нейтральностью, с акцентом на дипломатические усилия и мирные переговоры, особенно на Соглашения в Осло. Согласно отчету, такой подход отражает дипломатическую позицию Узбекистана и приверженность мирным отношениям как с арабскими странами, так и с Израилем.
Этот отчет является второй частью анализа учебных программ стран Центральной Азии, подготовленного в сотрудничестве с Фондом семьи Рудерман. Серия началась с Азербайджана и завершится Казахстаном, проливая свет на малоизвестные образовательные тенденции в регионе.