Мусульмане-шииты, спасающиеся от израильских атак на Ливан, начали сомневаться в лояльности Тегерану
Две недели назад не было бы никаких сомнений в преданности ливанских мусульман-шиитов Ирану, пишет «The Telegraph». Для их братьев по всему Ближнему Востоку Иран давно является их политической и духовной путеводной звездой.
«То, чем является Ватикан для вас, христиан, Иран является для нас, шиитов, — только в большей степени», — часто говорят шииты в Ливане и других странах региона. Тем не менее поскольку Иран уклоняется от прямой конфронтации с Израилем, даже когда «Хезболла» — его создание и самый важный сателлит — все глубже погружается в кризис, появляются все более явные признаки того, что, по крайней мере, в Ливане лояльность начала угасать.
Знаменитая набережная Бейрута Корниш, куда модные жители ливанской столицы давно приезжают подышать воздухом, за последние несколько дней стала убежищем для многих мусульман-шиитов, спасающихся от израильских бомбардировок южных пригородов города. Среди этого сообщества недавно оставшихся без крова нетрудно найти недовольство, направленное на Иран, с эмоциями, варьирующимися от философского разочарования до гневных обвинений в предательстве и нелепых теорий заговора.
«Если бы Иран хотел помочь, он бы помог давным-давно», — заявила 43-летняя домохозяйка Хана Мрад, которая спит в своей машине с двумя дочерями после авиаударов, в результате которых вечером 27 сентября был ликвидирован лидер «Хезболлы» Хасан Насралла. «Все нас бросили, а теперь и Иран тоже». Другие шииты, все еще пытающиеся переварить смерть человека, которого многие знали просто как «Сайида» или «Учителя», намекнули на более глубокое и мрачное предательство.
Повторяя комментарии, которые были сделаны в социальных сетях, один человек зашел так далеко, что заявил, что Иран предал Насраллу, раскрыв его местонахождение Израилю в обмен на обязательство, что израильские военные не будут наносить удары по ядерной программе Ирана. «Иран пожертвовал Насраллой, это единственное объяснение», — заметил этот человек. «Иран организовал встречу, на которой был убит Насралла, и сообщил Израилю, где он будет. Как еще Израиль мог узнать, где он был, и какая еще причина может быть у Ирана, отказывающегося воевать вместе с «Хезболлой»?»
Смерть Насраллы в результате массированного авиаудара по секретному подземному комплексу «Хезболлы» на юге Бейрута произошла во время его встречи с высшими командирами поддерживаемой Ираном группировки. Среди 20 человек, ликвидированных Израилем на встрече, был заместитель командующего операциями Корпуса стражей исламской революции Ирана Аббас Нилфорушан. Предположение о том, что Иран и Израиль сговорятся, чтобы ликвидировать Насраллу, конечно, более чем надуманно. Аятолла Хаменеи, верховный лидер Ирана, как говорят, был потрясен и убит горем из-за смерти человека, которого он считал не просто близким другом, но и, возможно, величайшим личным активом исламского режима в его борьбе с Израилем. Однако тот факт, что такие настроения вообще высказываются, показывает, что Иран рискует потерять расположение шиитской улицы, что в свою очередь, может еще больше ослабить его амбиции по достижению регионального господства.
В течение четырех десятилетий Иран взращивал, финансировал, вооружал и обучал «Хезболлу», которая под руководством Насраллы стала самым мощным сателлитом в тегеранской «Оси сопротивления», направленной против Израиля. Но за последние две недели некогда грозная репутация «Хезболлы» была подорвана непрерывным военным нападением Израиля на Ливан, в результате которого погиб не только Насралла, но и большинство его высших командиров. Поскольку «Хезболла» явно с трудом могла дать эффективный ответ, несмотря на запуск сотен ракет через границу Ливана с Израилем за последние две недели, многие ливанские шииты предполагали, что к столкновению присоединится Иран. Вместо этого Тегеран отступил.
Долгое время придерживаясь стратегии использования сателлитов для нападения на Израиль от своего имени, он не хотел менять эту динамику, сражаясь сам. Осознавая технологическое и военное превосходство Израиля, Иран также опасается, что полномасштабная война с еврейским государством может втянуть США и, вполне возможно, привести к падению исламского режима, захватившего власть в 1979 году. Однако такая осторожность имеет свои издержки.
Сдержанность Ирана будет выглядеть слабостью для многих на Ближнем Востоке. Она будет также ощущаться предательство. ««Хезболла» пожертвовала собой ради Ирана, но Иран не пожертвует собой ради «Хезболлы»», — заявил Хайдар, еще один шиит, бежавший из своего дома на юге Бейрута.
Не все мусульмане-шииты выразили такие взгляды, некоторые заявили, что предполагают, что Иран работает за кулисами. И что у него все еще есть план как победить Израиль. Другие категорически отказывались верить, что Насралла вообще мертв. Для многих ливанских шиитов он был человеком, который дал их исторически маргинализованной общине политический голос, чувство гордости и положение в ливанском обществе. «Мы не видели тела, и они продолжают откладывать похороны», — заявила одна женщина. «Возможно, это все план, чтобы обмануть израильтян, и мы скоро снова его увидим».