Новости

Министр разведки Израиля Исраэль Кац рассказал в интервью российским СМИ о ситуации в ближневосточном регионе

27 марта 2017, 16:13 Израиль - Россия
Поделиться

Министр разведки Израиля Исраэль Кац дал эксклюзивное интервью информационному агентству  ТАСС. Корреспондент ТАСС Андрей Широков попросил министра осветить ситуацию, сложившуюся после того как 17 марта самолеты ВВС Израиля нанесли удары по нескольким целям в Сирии, чтобы предотвратить попадание современного оружия в руки ливанского движения “Хизбалла”. Также министр ответил на вопросы, касающиеся ситуации в регионе и возможных планов разрешения палестино-израильского конфликта.

— Между Россией и Израилем уже полтора года успешно работает механизм по предупреждению конфликтных ситуаций и координации действий по Сирии. Недавно некоторые СМИ писали о том, что возникли определенные осложнения, связанные с инцидентом, в ходе которого израильская ракета “Хец” сбила ракету сирийских ПВО. Возникли ли эти сложности в координации с Россией по Сирии, и, если да, то в чем они заключаются. Если их нет, то какие перспективы этого сотрудничества и координации?

— Израиль не вмешивался и не вмешивается в гражданскую войну в Сирии, но установил несколько “красных линий”, которых он придерживается относительно поставок оружия движению “Хизбалла” в Ливан через Сирию и любого открытия огня или террористических атак с сирийской стороны границы на Голанских высотах. России известно о “красных линиях” Израиля, и, насколько мы знаем, она не утверждала, что передача оружия из Сирии движению “Хизбалла” в Ливан является правомерной.

Существует механизм деконфликтизации — координации действий военных с целью предотвращения возможных конфликтов — между Армией обороны Израиля и российскими силами в Сирии, который очень хорошо работает. Ранее в этом месяце израильские самолеты нанесли удар по нескольким целям в Сирии, чтобы предотвратить передачу оружия “Хизбалле” в Ливане. Сирийцы обстреляли наши самолеты зенитными ракетами системы С-200. Когда возникла угроза падения одной из этих ракет в Израиле, она была нейтрализована израильской системой ПРО “Хец”. Израиль подтвердил действия своей авиации, и признание этого факта вызвало протесты и угрозы со стороны режима Дамаска. Кроме этого, посол Израиля в Москве был вызван в МИД РФ. На настоящий момент ключевая оценка ситуации состоит в том, что ни одна из сторон не хочет эскалации. При этом Израиль прояснил, что будет продолжать придерживаться установленных им “красных линий”.

— Какова позиция Израиля в отношении нахождения в Сирии ливанского движения “Хизбалла” и иранских подразделений? Как Вы оцениваете вероятность военного конфликта в районе северной границы Израиля?

— По мнению Израиля, постоянное базирование сил Ирана и “Хизбаллы” в Сирии будет перманентным источником напряженности и трений в отношениях не только с Израилем, но и с суннитским большинством в Сирии, суннитскими странами в регионе и с суннитскими меньшинствами за пределами региона. Таким образом, сформируется источник региональной нестабильности. Поскольку Россия ставит своей задачей стабилизацию в Сирии, не стоит допускать там постоянного базирования сил Ирана и “Хизбаллы”. Надо также сделать все возможное для предотвращения поступления новейших систем вооружения из Сирии движению “Хизбалла” в Ливан.

— В последние недели вновь учащаются обстрелы Израиля из сектора Газа, причем, судя по всему, совершают их не боевики ХАМАСа, а террористы из более мелких группировок. Одновременно мы знаем, что израильская армия проводит учения у границы с сектором Газа. У ряда наблюдателей возникает ощущение, что назревает новое военное столкновение на границе с сектором. Можно ли говорить о возрастающей вероятности войны с сектором Газа?

— Израиль не заинтересован в эскалации на юге, но четко дал понять, что будет считать ХАМАС ответственным за любой обстрел из сектора Газа. Израильский ответ на любую подобную атаку будет жестким. Возможно, ХАМАС не стоит за всеми обстрелами территории Израиля. Он продолжает наращивать военный потенциал, проводит испытания ракет и БПЛА, строит штурмовые тоннели и пытается дестабилизировать ситуацию в Палестинской национальной администрации в Иудее и Самарии. В этой ситуации Израиль должен оставаться в состоянии готовности и продолжать свою деятельность по борьбе с террором. В то же время Израиль, несмотря на то, что он полностью вывел все поселения и базы из сектора Газа более десяти лет назад, по-прежнему остается главным источником экономической поддержки этого района. Сотни грузовиков с различными грузами для местного населения ежедневно въезжают в Газу из Израиля.

— В последние месяцы было еще и несколько ракетных обстрелов южных районов Израиля и даже Эйлата с территории Синайского полуострова. Есть ли новый источник угрозы для израильтян и туристов в Эйлате в связи с деятельностью террористических группировок на севере Синайского полуострова?

— Действительно, несколько ракетных обстрелов Эйлата, по всей видимости, были проведены силами аффилированных с организацией “Исламское государство” (ИГ, запрещена в РФ — прим. ТАСС) террористических группировок на Синае. Основной целью их террористических атак остаются, главным образом, египетские власти и вооруженные силы этой страны на Синайском полуострове. Так что, несмотря на несколько атак, Эйлат, который также находится под защитой системы ПВО “Железный купол”, остается достаточно безопасным и привлекательным местом отдыха как для израильтян, так и иностранных гостей.

— Новая американская администрация делает первые шаги по выработке возможной сделки по урегулированию конфликта. Как Вы оцениваете действия и высказывания президента США Дональда Трампа и его представителей по ситуации в регионе и перспективам урегулирования? Как Вы оцениваете перспективы урегулирования конфликта с палестинцами и какими Вы видите основные параметры такого урегулирования?

— Нам важно прийти к взаимопониманию по этому вопросу с новой администрацией Белого дома. Однако создание палестинского государства на сегодняшний день нереально, поэтому только новая политика в сфере безопасности и экономики позволит вести переговоры с палестинцами при поддержке арабских стран. В ближайшие несколько лет необходимо начать выстраивание новой ситуации в регионе по трем направлениям. Два из них — региональная безопасность и региональный экономический мир, должны стать основой для третьего — мирного урегулирования. На первом уровне при создании системы региональной безопасности следует сосредоточить усилия на создании “региональной оси”, блокирующей Иран. Усиление “шиитской оси” под предводительством Ирана в Сирии на сегодняшний день является наиболее крупной стратегической угрозой в регионе, и не только для Израиля. Острый дисбаланс в регионе в пользу “шиитской оси” под руководством Ирана станет постоянным источником нестабильности. Иранская угроза — общая для Израиля и суннитских стран региона. Потенциал сотрудничества между Израилем и суннитскими режимами в борьбе с иранской угрозой и угрозой ИГ, а также растущая мощь Израиля и прочная связь нашего государства с новой администрацией США, которая, в отличие от предыдущей, рассматривает Иран как часть проблемы и уже показывает более жесткое отношение к его возмутительному поведению, — все это создает предпосылку для создания платформы региональной безопасности.

Вторым элементом моей региональной концепции является финансовая составляющая. В нынешней ситуации следует отдавать себе отчет в том, что невозможно сделать, и делать только то, что в наших силах. Следует сосредоточиться на практических шагах, которые мы можем осуществить на данном этапе — на гражданских инициативах. Израилю следует продвигать при участии стран региона и при поддержке США региональные проекты — экономические и инфраструктурные инициативы, взаимовыгодные для сторон, включая палестинцев. Со стратегической точки зрения инициатива может объединить и укрепить прагматически настроенный лагерь в регионе — Израиль и суннитов — против “иранской оси”.

Третий элемент моей трехуровневой концепции — это мирное урегулирование. Его параметры могут быть выстроены в будущем на основе первых двух уровней — системе региональной безопасности и экономической базе. Укрепление двух этих элементов несет в себе потенциал глубоких позитивных изменений в регионе в целом, а также в отношениях между израильтянами и палестинцами. Я считаю, что, изменив ситуацию в сфере безопасности и экономики на палестинском направлении, можно будет продвигать дополнительные политические шаги и вести переговоры при поддержке арабских стран о конкретных полномочиях Палестинской национальной администрации. В этой программе заложен высокий потенциал, который может привести к позитивным изменениям.

— Вы предлагали программу строительства морского порта у побережья сектора Газа. Каковы основные параметры проекта, как продвигается эта идея?

— Действительно, я предлагаю продвигать в рамках регионального экономического сотрудничества проект по созданию искусственного острова у берегов Газы с портом и объектами гражданской инфраструктуры. Работать над внедрением этой инициативы я призываю уже долгое время. Реализация концепции предоставит почти двум миллионам палестинцев в секторе Газа экономическую и гуманитарную связь с миром, без ущерба для безопасности Израиля. Это также будет способствовать гражданскому отмежеванию Израиля от сектора Газа. Ведь мы по-прежнему несем за него ответственность, хотя мы ушли оттуда более десяти лет назад.

ТАСС

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции