МИД Ирана подтвердил сотрудничество с Аргентиной по делу теракта в AMIA
Бывшей президенту Аргентины Кристине Фернандес де Киршнер 13 декабря был нанесен еще один удар – министр иностранных дел Ирана подтвердил, что правительство Киршнер обращалось в Интерпол с просьбой закрыть дело о взрыве в 1994 году еврейского центра AMIA в Буэнос-Айресе.
Киршнер и ее министр иностранных дел, Гектор Тиммерман, традиционно отрицали, что целью их соглашения 2013 года с Ираном была отмена шести «красных уведомлений», выданных Интерполом на пятерых иранцев и одного из ведущих террористов «Хизбаллы» в связи с терактом. Оба они также отказали в предоставлении своих заявлений в Интерпол в связи с этим. Но письмо от министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа от 4 ноября 2017 года его аргентинскому коллеге Хорхе Фори прямо противоречит этому ответу. В письме, написанном в ответ на просьбу правительства Аргентины о предоставлении дополнительной информации о соглашении, Зариф с удовлетворением отметил, что «министр иностранных дел Аргентины (Тимерман) на своей встрече 30 мая 2013 года с тогдашним Генеральным секретарем Интерпола обеспечил соблюдение требований, содержащихся в меморандуме правительства Аргентины».
Выше Зариф написал, что под «соблюдением» имелся в виду запрос «Интерполу прекратить свое расследование по делу AMIA» – террористическом акте 18 июля 1994 года, запланированном Ираном и «Хизбаллой», в результате которого погибли 85 человек и больше сотни получили ранения.
Письмо Зарифа, просочившееся в прессу и опубликованное несколькими аргентинскими СМИ 13 декабря, появилось через несколько дней после того, как Тимерман был помещен под домашний арест федеральным судьей Клаудио Бонадио. Бонадио также попросил сенат Аргентины лишить Киршнер ее иммунитета от судебного преследования, после проведенного им федерального расследования обвинений, первоначально выдвинутых Альберто Нисманом, федеральным прокурором, расследовавшим взрыв AMIA, по поводу активного сговора аргентинского правительства с Ираном. Нисман был убит в Буэнос-Айресе в январе 2015 года.
В своем постановлении Бонадио писал, что цель Ирана в соглашении 2013 года состояла в том, чтобы заставить «Аргентинскую республику прекратить сдерживать эту страну на международной арене» за нападение AMIA. Соглашение с Ираном было объявлено незаконным и аннулировано в декабре 2015 года, вскоре после победы на президентских выборах Маурисио Макри. Один из американских политических аналитиков, который внимательно отслеживал дело AMIA, сказал, что письмо Зарифа показало, что «слова Нисмана снова подтверждаются». «Трагично, что Нисман был убит за то, что он стремился раскрыть правду, – сказал «The Algemeiner» Тоби Дершовиц, старший вице-президент аналитического центра Фонда защиты демократии (FDD) в Вашингтоне. – Это будет еще одна трагедия и провал правосудия, если Аргентина не определит, кто приказал его убить».
В Twitter ведущее аргентинское новостное СМИ напомнило читателям, что почти три года назад Тимерман публично обвинил Нисмана в ложном утверждении, что аргентинское правительство попросило Интерпол отозвать «красные уведомления». Газета Clarin также напомнила, что 18 января 2015 года – через три дня после того, как Тимерман произнес эту речь, «Нисман был найден мертвым. Теперь Иран подтвердил его подозрение».