Мемориал в Бабьем Яре не пострадал, но Зеленский нашел инструмент для сплочения евреев
Прямое и эмоциональное обращение президента Украины Владимира Зеленского к евреям мира в среду ознаменовало для него нечто вроде каминг-аута, пишет журналист JTA Кнаан Липшиц.
До и во время российской специальной операции на Украине Зеленский открыто говорил с гражданскими лицами по обе стороны конфликта, но напрямую не обращался к тем, кто находился за пределами страны. И за всю свою карьеру он ни разу не высказался открыто о своей еврейской идентичности. Поэтому, когда он и его помощники неоднократно обращали внимание на то, что, по их словам, происходит со значимыми для евреев объектами на этой неделе, некоторые видели в этом стратегическое решение в опасное для Украины время.
“Он использует еврейский ракурс – и это абсолютно кошерно”, – заявил JTA Роман Бронфман, бывший депутат Кнессета родом с Украины и автор книги о репатриации русскоязычных евреев в Израиль. Зеленский никогда не скрывал своей еврейской идентичности, но и никогда не привлекал к ней внимания – ни во время избирательной кампании, ни позже. На прошлогодней церемонии в Бабьем Яру, месте массового убийства евреев во время Холокоста под Киевом, Зеленский не упомянул о том, что там были убиты некоторые его родственники, произнеся речь, которая могла бы исходить от любого из его предшественников – неевреев. И все же его глава администрации Андрей Ермак 2 марта написал статью для газеты “New York Times”, во втором предложении которой подчеркивалось, что Украина – “страна с президентом – евреем”. Эта статья была опубликована вскоре после видеозаписи обращения Зеленского, которую его офис перевел на английский и иврит и распространил по нескольким каналам социальных сетей.
“В первый день войны была жестоко разбомблена Умань, куда каждый год приходят молиться сотни тысяч евреев”, – заявил он в обращении, имея в виду место паломничества хасидов в центральной Украине. – “Потом Бабий Яр, где были казнены сотни тысяч евреев”. Однако эти заявления Зеленского были неточными. Бомба, упавшая в Умани, городе с населением 80000 человек и примерно 200 жителями – евреями, упала в нескольких милях от могилы раввина Нахмана из Брацлава, куда ежегодно стекаются десятки тысяч паломников. И, несмотря на первоначальные сообщения, ракета, повредившая киевскую телебашню, на самом деле не повредила мемориалу “Бабий Яр”, расположенному на прилегающей территории. Это подтвердил израильский журналист Рон Бен-Ишай, который осмотрел это место 2 марта и не увидел никаких признаков повреждений.
В обоих случаях Зеленский существенно преувеличил число связанных с этими местами евреев. В тумане войны легко ошибиться. Дезинформация также может быть мощным инструментом для лидеров, стремящихся сформировать общественное мнение. Старший научный сотрудник вашингтонского Института ближневосточной политики Анна Борщевская заявила JTA, что акцент на еврейских проблемах и идеях хорошо помогает Зеленскому, учитывая нарратив Кремля.