Новости

Лидер сирийских исламистов заявил, что у Израиля «больше нет оправданий» для нанесения ударов

15 декабря, 15:00 Израиль, Сирия
Поделиться

Лидер сирийской исламистской повстанческой группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) (признана в РФ террористической), возглавивший свержение режима Башара Асада, 14 декабря впервые заговорил об Израиле с момента захвата власти в интервью сирийскому новостному телеканалу, пишет журналист «The Times of Israel» Джанлука Паккиани.

Ахмад аш-Шараа, более известный под своим военным псевдонимом Абу Мухаммед аль-Джулани, заявил, что у Израиля «больше нет оправданий» для нанесения авиаударов в Сирии, и что недавние атаки ЦАХАЛа на сирийскую территорию пересекли «красные линии» и грозят неоправданной эскалацией в регионе.

Ранее на этой неделе Израиль начал крупную операцию по уничтожению стратегических военных возможностей сирийской армии, включая объекты химического оружия, ракеты, системы ПВО, цели ВВС и ВМС, в попытке не допустить их попадания в руки враждебных элементов.

В шаге, который вызвал некоторое международное осуждение, Израиль также вошел в патрулируемую ООН буферную зону на Голанских высотах всего через несколько часов после того, как исламисты во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» взяли Дамаск. Израиль заявил, что не будет вмешиваться в конфликт в Сирии и что его занятие буферной зоны, созданной в 1974 году, было оборонительным и временным шагом, пока он не сможет гарантировать безопасность вдоль границы.

Лидер исламистов призвал международное сообщество взять на себя ответственность, чтобы избежать эскалации и гарантировать уважение суверенитета Сирии. Не упоминая напрямую Израиль, он далее говорил о «дипломатических решениях» как о единственном способе обеспечения безопасности и стабильности и как о предпочтительном варианте «необдуманных военных авантюр».

В видеообращении к новому режиму, формирующемуся в Сирии, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил 10 декабря, что ЦАХАЛ бомбил военные стратегические объекты, оставленные сирийскими военными свергнутого режима Асада, «чтобы они не попали в руки джихадистов».

Он добавил, что Израиль готов установить отношения с новыми правителями, но не колеблясь нападет, если они будут угрожать еврейскому государству или позволят Ирану восстановить свое присутствие в Сирии.

Режим Асада был союзником Исламской Республики и частью так называемой «Оси сопротивления Израилю».

«Мы не намерены вмешиваться во внутренние дела Сирии, — заметил премьер, — но мы, безусловно, намерены сделать все необходимое для обеспечения нашей безопасности».

В своем интервью 14 декабря новый лидер в Дамаске, по-видимому, косвенно ответил на обеспокоенность Израиля. Шараа заявил, что Сирия истощена годами гражданской войны и что на данном этапе она не будет втянута в конфликты, которые могут привести к дальнейшему разрушению, а главными приоритетами являются восстановление и стабильность.

Глава исламистов добавил, что иранское присутствие в Сирии представляет большую опасность для самой Сирии, соседних стран и Персидского залива, и отметил: «Мы смогли положить конец иранскому присутствию в Сирии, но мы не враги иранского народа».

В ходе обширного интервью Шараа упомянул некоторые из проблем, которые его новому правительству вскоре придется решать при управлении послевоенной Сирией. Он подчеркнул важность отказа от «революционного менталитета», которым руководствовались исламисты, и необходимость создания современных институтов, обеспечения верховенства закона и уважения прав всех сирийцев.

Шараа выступил с резкой критикой коррумпированного режима Асада, заявив, что он управлял Сирией как «фермой», извлекая и присваивая ее ресурсы для собственного обогащения. Он добавил, что в предстоящий период будут опубликованы документы, подтверждающие масштабы «огромного воровства» режима.

Он подчеркнул, что молниеносная победа над режимом, свергнутым всего за 11 дней, доказала эффективность их планирования и подготовки. Исламисты «взяли под контроль крупные города, никого не вытеснив оттуда», сказал он. Однако Шараа не скрывал того факта, что отношения между различными группировками были отмечены внутренними конфликтами, фракционностью и иностранным вмешательством.

Он также упомянул ограниченную российскую воздушную кампанию против исламистов в дни, предшествовавшие свержению Асада, и сказал, что это вызвало опасения повторения сценария Газы. Что касается будущих отношений с Москвой, Шараа заметил, что смена режима дает возможность пересмотреть связи таким образом, чтобы это служило общим интересам.

Предыдущий режим пришел к власти в 1970 году, когда отец Башара Хафез Асад захватил власть в результате бескровного переворота. Башар Асад был президентом с момента смерти своего отца в 2000 году.

Израиль и Сирия не имеют дипломатических отношений и формально находятся в состоянии постоянной войны с тех пор, как Израиль провозгласил независимость в 1948 году.

Сирия была одной из арабских стран, которые напали на недавно родившееся еврейское государство. И, несмотря на подписанное соглашение о перемирии в 1949 году, который установил границу между двумя странами, Сирия никогда официально не признавала существование Израиля.

Сирия также атаковала Израиль во время Шестидневной войны 1967 года, до того как ЦАХАЛ нанес удар по сирийским войскам и захватил Голанские высоты, которые Израиль позже аннексировал в одностороннем порядке. Сирия снова атаковала в 1973 году во время Войны Йом-Кипур и была отброшена после крупного продвижения на Голаны, после чего в 1974 году между государствами было подписано соглашение о разъединении, обозначившее демилитаризованные зоны на израильско-сирийской границе.

Хотя падение режима Асада, который просуществовал более пяти десятилетий, может предоставить историческую возможность для признания, потенциальный вакуум власти в Сирии также может привести к дальнейшему хаосу и стать питательной средой для возрождения терроризма в регионе.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции