«Летняя Ханука», когда жители Нью-Йорка совершают набеги на полки Еврейского книжного совета
Вечером 19 июля, около 17:40, женщина, тащившая пустой чемодан по первому этажу невзрачного офисного здания на 8-й авеню, 520 в Манхеттене, закричала тем, кто был в лифте: «Держите дверь!», пишет журналист «New York Jewish Week» Гейб Фридман.
Она надеялась занять первое место в очереди на мероприятии, проходящем на четвертом этаже — ежегодном мероприятии Еврейского книжного совета «Рейд по полкам», когда людям за 25 долларов позволяют забрать домой столько книг, сколько они могут унести. В лифте повисла неловкая тишина, женщина посмотрела на отца и дочь, которые тоже несли чемоданы. Ранний вход на мероприятие вот-вот должен был начаться: за дополнительные 30 долларов – то есть всего надо было заплатить 55 долларов участники могли получить 15-минутную фору.
Еврейский книжный совет (JBC), основанный в 1945 году, описывает себя как «самую старую организацию, занимающуюся исключительно поддержкой и прославлением еврейской литературы». Помимо проведения Национальной еврейской книжной премии, некоммерческая организация проводит писательские семинары, издает литературный журнал, проводит другие мероприятия и пишет обзоры известных книг на еврейскую тематику. Таким образом, совет получает сотни книг в год от издателей, надеющихся получить отзывы, номинации на награды или включение в программу.
Мероприятие «Рейд по полкам» началось в 2009 году как развлечение для выпускников литературной программы «Таглит», которую координировал JBC. Мероприятие, открытое для публики в 2011 году, ежегодно привлекает сотни библиофилов из Нью-Йорка, и с каждым годом количество участников растет. На прошлогоднем мероприятии было представлено больше всего книг за всю историю, потому что это было первое мероприятие после карантина и у совета были книги за три года, которые можно было раздать.
«Вы видите некоторых людей и не знаете, как они попадут домой», — заметила «New York Jewish Week» сотрудница JBC Мири Померанц Даубер, имея в виду стопки книг, которые многие люди пытаются собрать. Стоя в очереди на четвертом этаже 19 июля, все были вежливы. Но в 5:44 закипело тихое напряжение; минутой позже, когда открылся ранний доступ, десятки людей ворвались в большой зал и начали просматривать стопки книг, рассортированных по жанрам — от художественной литературы до истории, мемуаров и детской литературы. Хотя все книги были посвящены еврейской тематике, не все посетители были евреями.
46-летний Люк Хьюетт, креативный директор, работающий в рекламе, узнал об этом событии от друга. «Я был удивлен такой лихорадкой», — заявил он «New York Jewish Week». Хьюетт заметил, что он также был удивлен масштабным выбором. Он брал книги по истории («Холокост – смежные вещи»); графические романы для дочери, которая любит роман о Холокосте «Маус»; и даже сборники стихов. Будучи ростом не более 152 сантиметров профессор еврейской истории в Колледже Сары Лоуренс Ханна Завес-Грин деловито набивала сумку размером почти в половину ее роста. Она рассказала, что будет использовать некоторые из своих находок в своем классе, в том числе «Барон: Морис де Хирш и еврейский девятнадцатый век», биографию известного филантропа Золотого века. «Выбор фантастический», — заметила Завес-Грин. В этом году присутствовало около 150 человек, местами заполняя зал до отказа.
По словам исполнительного директора JBC Наоми Файрстоун-Титер, JBC предлагает все, что осталось после одного из этих мероприятий, персоналу здания и другим компаниям в здании. «Это как наша маленькая мини-Ханука летом», — заявила она. Файрстоун-Титер рассказала, что на мероприятии она познакомилась с некоторыми людьми, которых она видит только раз в год. «Я точно знаю, какие книги им нравятся, я знаю, какие жанры — я беру их с собой… (и говорю): «Это для тебя! А это для тебя!», — заметила она.
Всего через 20 минут после официального начала мероприятия в 18:00 толпа в основном рассеялась, оставив после себя лишь несколько книг. Участники использовали разные стратегии. 35-летняя Ади Эльбаз, которая сказала, что особенно любит современные книги, в которых авторы опираются на еврейский фольклор или древние темы, держала в руках более дюжины книг. «Я просто хватаю книги, не исследуя их», — сказала она. 76-летний Кен Шепт, писатель и автор детских книг, искал вдохновения в разделе «Еврейская философия», который включал такие заголовки, как «Бог сказал что??» и «Дорогой раввин». «Я ищу книги, которые сделают меня лучшим писателем, — заявил Шепт. Он охарактеризовал это событие как «по сути, детский праздник без еды», имея в виду социальные наборы продуктов питания, предлагаемые после шабатних б-гослужений. Померанц Даубер из JBC согласился, сказав: «Это как универсам «TJ Maxx» для книг!»