Кушнер заявил, что Трамп думал о поддержке Ганца после того, как «разозлился» на план аннексии Нетаньяху
Бывший президент США Дональд Трамп рассматривал возможность поддержки председателя «Бело – голубых» Бени Ганца в преддверии выборов в Кнессет 2020 года на фоне растущего недовольства Трампа соперником Ганца, тогдашним премьер-министром Биньямином Нетаньяху, рассказал в своей новой книге бывший старший советник Белого дома Джаред Кушнер, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид.
Это разоблачение нанесло последний удар по имиджу Нетаньяху, который он пытался создать во время правления Трампа, как человека, который смог извлечь выгоду из близких отношений с президентом США. Например, перед выборами в 2019 году партия Нетаньяху повесила предвыборные рекламные щиты над основными автомагистралями, на которых премьер-министр пожимал руку президенту США с подписью «Нетаньяху. Другая лига». Этот нарратив начал разваливаться после того, как Трамп проиграл выборы в ноябре 2020 года. В интервью, которое он дал «Axios» вскоре после этого, бывший президент рассердился на Нетаньяху за поздравление Джо Байдена. «Он пришел очень рано, чтобы поздравить его. Раньше многих. С тех пор я с ним не разговаривал. К черту его», — заявил Трамп в интервью в декабре прошлого года.
Но готовящаяся к выходу книга Кушнера показывает, что враждебность по отношению к Нетаньяху началась намного раньше. Бывший высокопоставленный сотрудник Белого дома пишет, что он и Трамп были в ярости от Нетаньяху после того, как премьер-министр использовал свою речь на церемонии презентации мирного плана США на Ближнем Востоке в Белом доме в январе 2020 года, чтобы объявить о своем плане немедленно аннексировать большую часть Западного берега, включая долину реки Иордан и все поселения. Кушнер говорит, что бывший посол США в Израиле Дэвид Фридман сошел с ума, заявив Нетаньяху, что получит поддержку Трампа в этом шаге. Но это было не так, и Кушнер приказал Фридману после церемонии уведомить Нетаньяху о том, что США тормозят его план.
Несколько дней спустя посол Израиля в США Рон Дермер появился в офисе Кушнера и потребовал, чтобы администрация Трампа поддержала план аннексии Нетаньяху. Кушнер отверг эту просьбу, и обстановка быстро накалилась. «Я не мог в это поверить. Трамп все еще кипел от злости из-за речи Биби. На самом деле, он спросил меня, должен ли он пойти на необычный шаг и поддержать политического соперника премьер-министра Бени Ганца. Я не мог в это поверить», — пишет Кушнер в книге «Разрушая историю: мемуары из Белого дома», которая должна быть опубликована 23 августа.
«Если бы я прошел двадцать футов по коридору до Овального кабинета и попросил Трампа продолжить аннексию, президент вышвырнул бы меня вон», — пишет он. В результате Кушнер заявил Дермеру: «Не считайте это чем-то само собой разумеющимся… Мы надрывали свои задницы в течение трех лет, чтобы добраться до этого момента. Впервые у Израиля есть моральное превосходство…. Но теперь все пошло наперекосяк. Вы, ребята, думаете, что были так эффективны с этой администрацией. Мне неприятно разрушать для вас реальность. Но мы не делали ничего из этого, потому что вы убедили нас в этом. Мы сделали это, потому что считаем, что это было правильно».
Ганц появляется в нескольких других отрывках книги, и почти во всех из них Кушнер или Трамп описываются как высоко ценящие председателя «Бело-голубых», которого президент с любовью называл «генералом». Ганц ненадолго встретился с Трампом в Овальном кабинете перед обнародованием мирного плана и, по словам Кушнера, заявил Трампу: «Просто чтобы вы знали: если я стану премьер-министром, я собираюсь связаться с палестинцами и заключить соглашение». «Позже Трамп сказал мне, что он думает о Ганце: «Мне нравится этот парень», — пишет Кушнер.
Это контрастировало с Нетаньяху, который проявлял гораздо меньший энтузиазм по отношению к мирному плану. Трамп в своем интервью «Axios» в 2021 году заявил, что «Биби не хотел заключать мир», сказал он. «Никогда не хотел делать этого». Кушнер идет дальше в этом отрывке, говоря: «Я уважал тот факт, что каждый раз, когда Ганцу приходилось принимать решение между тем, что было лучше для Государства Израиль или для себя в политическом плане, он всегда выбирал свою страну».
Холодное отношение к Нетаньяху было и ранее, во время правления Трампа, когда президент решил признать Иерусалим столицей Израиля. В телефонном звонке перед официальным объявлением об этом Трамп сообщил об этом шаге Нетаньяху. Но бывший премьер просто ответил: «Если вы решите это сделать, я поддержу вас». Кушнер пишет, что растерянный Трамп, ожидавший бурной реакции, повторил свои слова, на что Нетаньяху снова «отреагировал с меньшим, чем ожидалось, энтузиазмом». «Трамп начал сомневаться в своем решении… Он вслух задавался вопросом, почему он идет на такой риск, если премьер-министр Израиля не считает это важным», — написал Кушнер и заметил, что Трамп затем заявил бывшему премьеру: «Биби, я думаю, проблема в тебе». Нетаньяху «хладнокровно возразил», объяснив, что он поддерживает это решение. Но, пишет Кушнер, Трамп был явно «разочарован». Несмотря на вражду, Трамп не исключил, что поддержит Нетаньяху в преддверии предстоящих в ноябре 2022 года выборов в Израиле.
На вопрос в июньском интервью «Newsmax», поддержит ли он Нетаньяху, против которого выступают действующий премьер-министр Яир Лапид и лидер «Бело-голубых» Ганц, Трамп ответил: «Никто не сделал больше для Биби. А мне нравится Биби. Мне до сих пор нравится Биби. Но я также люблю верность». Тем не менее он оставался уклончивым в отношении одобрения. «Посмотрим, что произойдет… Он разочаровал меня в некоторых отношениях, но он также проделал очень хорошую работу и в других отношения».