Новости

Кому отдадут свои голоса немецкие евреи во время выборов

18 сентября 2017, 12:00 Германия
Поделиться

Еврейская община Германии не является той частью избирателей, которая способна серьезно повлиять на исход федеральных выборов в Германии 24 сентября.

Действительно, с учетом численности общины (около 200 тысяч человек при общем числе населения Германии в 82 миллионов человек), еврейские голоса вряд ли способны склонить чашу весов в чью-либо пользу. Однако, по словам одного из лидеров еврейской общины, Элио Адлера, еврейские голоса должны представлять особый интерес для руководства Германии.

«Я всегда пытаюсь сказать политикам, что мы, евреи, являются хорошими индикаторами состояния, в котором находится общество, – сказал Адлер на встрече в кафе на Потсдамер-Платце, расположенном рядом с местом его работы в стоматологическом центре. – Мы можем служить аналогом «канарейки в угольной шахте». Мы можем чувствовать насколько открыто, насколько демократично общество, и если евреи обеспокоены, это должно касаться всего общества».

Каковы проблемы еврейской общины? Адлер и команда его сторонников, состоящая из обычных граждан, лидеров общин, политиков, журналистов и раввинов, создали проект «Инициатива Верте» (Инициатива ценностей), указывая на основные ценности, представляющие общий интерес для еврейской общины Германии. Документ, рассказывающий об этих ценностях размещен в Интернете на английском языке и призван сформировать основу для диалога с немецкими политиками и Бундестагом (парламентом).

Изображения Альберта Эйнштейна, Генриха Гейне и Розы Люксембург, украшающие главную страницу веб-сайта, напоминают о времени славного присутствия евреев в стране. Главный принцип Инициативы: Германия должна быть стойко привержена либерально-демократическим принципам ее современной конституции, и евреи являются ее неотъемлемой частью.
Адлер родился в Германии. Его отец – румынский еврей, переживший Холокост, а мать русско-немецкого происхождения, которая обратилась в ортодоксальный иудаизм. Инициатива является результатом общественной активности, которую Адлер развернул в 2014 году во время операции «Защитная стена», когда пропалестинские демонстранты собрались возле знаменитого бульвара Курфюрстендамм для митинга, на котором они кричали: «Евреев в газ».

Этот антисемитский митинг, который возглавили арабы-мусульмане в Германии, вызвал еще большее беспокойство по поводу их «радикального притока» в страну в сентябре 2015 года, когда канцлер Ангела Меркель открыла границы страны нескольким тысячам беженцев и мигрантов, оказавшихся у границы с Венгрией. Террористическая  атака на рождественский рынок в декабре прошлого года, совершенная беженцем, когда погибла израильтянка, а ее муж был ранен, затронул Адлера лично. С ним связалась семья из Израиля, пытавшаяся разыскать эту пару, и наткнувшаяся на драконовскую полицейскую бюрократию, которая задержала этот процесс.

«Мы обнаружили, что есть особое послание, когда еврейскому народу говорят быть сильным. Евреи всегда боялись слишком сильного немецкого государства, но теперь мы начали бояться слишком слабого немецкого государства», – сказал Адлер.

По его словам, Германия должна применять силу власти для охраны индивидуальных гражданских прав и свобод, особенно перед лицом экстремистов.

«Наш главный документ говорит, что все, кто принимает ценности демократической жизни, являются частью немецкого общества, независимо от того, какой у них цвет кожи, паспорт, религия. Это ценностно-ориентированное приглашение стать частью этого общества».

Несколько месяцев назад «Инициатива ценностей» отправила запросы основным партиям, задав восемь ключевых вопросов, некоторые из которых непосредственно касаются еврейских проблем, такие как отношения Германии с Израилем, роль еврейской религии в Германии и проявления классического антисемитизма и «антисионизма». Среди тех, кто прислал свои ответы, были меркелевский ХДС (Христианско-демократический союз) и его союзник ХСС (Христианский социальный союз), СДПГ (Демократическая партия), «Дер Линке» (Левые), Зеленые, СДП (Свободная демократическая партия) и правые из «Альтернативы для Германии».

Ответы на еврейские вопросы, доступные онлайн на немецком языке, в основном отличались только ньюансами. Почти все партии высоко оценили возвращение еврейской жизни в Германию, признали особую ответственность Германии за безопасность Израиля и выразили поддержку мирному процессу итогом которого станет создание двух государств. Единственной партией, выступившей на стороне Израиля в палестино-израильском конфликте стала АдГ, заявившая, что «только заинтересованные стороны могут найти решение».

Однако этот последний ответ совсем не означает построение отношений сотрудничества АдГ с Израилем или еврейской общиной. АдГ была неоднократно поймана на антисемитских высказываниях некоторых местных лидеров наряду с произраильскими заявлениями других, в результате чего АдГ получила странную репутацию. «АдГ — это моя проблема. Из-за того, что я знаю об этих людях, я им не доверяю. У них есть надменная, националистическая, расистская повестка дня. Они являются сторонниками белого супрематизма, и я не доверяю таким людям, независимо от того, что они пишут», – сказал Адлер.

Центральный совет евреев в Германии, орган, представляющий интересы примерно 100 000 зарегистрированных евреев в Германии, высоко оценивает усилия Адлера.« Я приветствую тот факт, что еврейский народ политически активен, и их голос слышен», – говорит Даниэль Ботман, глава совета, который родился в Израиле, добавив, что организация считает, что для еврейской общины в Германии с момента ее воссоздания в 1950 г. важно выступать единым фронтом. Ботман также отметил АдГ как организацию, вызывающую озабоченность: «Центральный совет евреев в Германии неоднократно давал понять, что АдГ и ее представители не могут быть партнерами в еврейских интересах. Мы решительно отвергаем любые попытки использовать эту тему. АдГ не является ни сторонником Государства Израиль, ни еврейской общины в Германии».

Еще одна инициатива под названием Politikerbefragung, организованная двумя пропагандистскими группами в защиту Израиля – «Инициатива 27 января» и«Личная заинтересованность», обращается к отдельным кандидатам с рядом вопросов, касающимся, в частности, Израиля. «Это наш способ получить точные ответы на интересующие нас темы», – говорит Саша Ставски, директор «Личной заинтересованности». Он разделяет озабоченность Адлера и Совета по поводу АдГ и предупреждает сторонников Израиля и еврейскую общину о том, что, по его мнению, является их недостатками – в том числе желание партии запретить религиозные головные уборы и обрезание среди мусульман и евреев. «Даже если их ответы звучат замечательно, когда речь идет о антисемитизме и Израиле, мы добавляем редакционный комментарий», – говорит Ставски.

Адлер не раскрывает за кого он голосует, но считает, что Меркель узнала о своих «ошибках», особенно преодолевая кризис беженцев. «ХДС оставил свои прежние консервативные взгляды и приблизился к СДПГ, это было проблемой для них, но они медленно отступают. Меркель в последние месяцы изменила свою крайнюю политику, но она не сообщала в открытую об этих изменениях», – говорит Адлер. Из-за этих изменений она ведет переговоры с Турцией о переселении мигрантов туда и введении более строгих проверок и квот на тех, кто все еще ищет возможность въезда в Германию и получения социальных льгот.

По словам Эльдада Бекка, журналиста-германиста из газеты Israel Hayom и автора книги «Канцлер: Меркель, Израиль и евреи» (на иврите), основная часть еврейской общины, вероятно, продолжит поддерживать и голосовать за Меркель, несмотря на все разочарования, исходя из успехов Меркель в укреплении отношений между Германией, Израилем и немецкими евреями. Еврейская община стала лучше воспринимать Меркель после ее выступления в 2008 году в Кнессете и других государственных органах, в которых она заявила, что безопасность Израиля является смыслом действий Германии. Она также была первым канцлером Германии, который решительно назвал Израиль «еврейским демократическим государством», термином, который звучит также в ответе ХДС на «Инициативу ценностей». «Но два года назад она заняла дом, который мы снова нашли в Германии, позволяя “въезжать” в него различным элементам с Ближнего Востока, которые далеки от того, чтобы быть беженцам», – сказал Бекк, находясь в своем доме в Берлине, где он прожил 12 лет.

Бекк считает, что еврейская община допустила ошибку, не участвуя в дискуссии с АдГ, чтобы прояснить тревожные аспекты программы партии. «Я вижу, что некоторые члены общины всерьез рассматривают возможность голосования за АдГ, но эта партия делает крайне сложной для евреев возможность голосовать за нее. … большинство евреев, некоторые даже неохотно, отдадут свой голос Меркель».

Партнер по коалиции Меркель, СДПГ, возглавляемая министром иностранных дел Зигмундом Габриэлем, также вызывает гнев произраильского сообщества. Габриэль попал в заголовки СМИ в апреле, когда он отклонил встречу с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху в пользу встречи с левой неправительственной организацией «Нарушители тишины». Бекк опасается тенденции «ГДРизации» отношений между Израилем и Германией, когда Германия переймет антисионистскую политику, связанную с бывшей Германской Демократической Республикой, из которой Меркель родом. «Он прославился из-за конфликта с Израилем, который я лично вижу как веху в отношениях с обеими странами, потому что впервые, – утверждает Бек, – у нас были четкие свидетельства вмешательства Германии во внутренние дела Израиля до такой степени, что официальный представитель правительства Германии фактически предпочел встречу с маргинальным леваками, которая была организована его правительством, встрече с демократически избранным премьер-министром и министром иностранных дел».

В своем диалоге с политиками группа Ставски задаст вопрос членам СДПГ об этом инциденте, но она не ожидает, что они публично откажутся от действий своего партийного лидера.

Бекк не слышал об «Инициативе Верте» и не верит, что попытки еврейского лоббирования каким-либо образом повлияют на политику Германии. «Невероятно, что спустя более чем 70 лет после Холокоста еврейская немецкая община до сих пор не имеет влиятельного статуса, ни в политике, ни на социальном уровне, ни на интеллектуальном уровне», – говорит Бек.

Чтобы расширить количество евреев-избирателей, Адлер призывает около 100 000 граждан, имеющих двойное гражданство Израиля и Германии принять участие в голосовании, и некоторые намерены сделать это. Натан Перес, гражданин обеих стран, завершающий кандидатскую диссертацию о евреях Ливана в Университете Сорбонны, участвовал в обсуждении этого предложения в Facebook. «Когда долго находишься вдали от Германии это затрудняет правильный выбор. Поэтому я хотел спросить своих немецких друзей, которые придерживаются консервативных политических взглядов, похожих на мои: за кого мы должны голосовать?». Он сказал, что он исключил левые партии и ХДС до урегулирования кризиса с беженцами. «Я не буду голосовать за АдГ, но я продолжаю следить за ними, хотя меня призывают этого не делать, и это очень раздражает меня, – говорит Перес. – У меня есть друзья в Facebook, которые говорят мне, что если я буду голосовать за АдГ, они меня забанят».

Эвелин Бартолмай, израильско-германская журналистка и радиоведущая, специализирующаяся на израильской и еврейской тематике, сказала, что рано или поздно проголосует, в основном в знак протеста, за новых правых. «Существует очень сильная правая пропаганда, и она популистская. Я также не согласна на 100% с политикой беженцев. С гуманитарной точки зрения, я вижу необходимость помочь, но я думаю, что они делают большие ошибки, и если они продолжат этот путь, у Германии будет большая проблема, также с экономической точки зрения, но я вижу что правые использует этот страх». Ее решение продиктовано идеями социальной справедливости, а не Израилем и проблемами, связанные с евреями. «Я не думаю, что проблема антисемитизма является проблемой. Это проблема в Германии, но на выборах для меня это не проблема. Конечно, я бы не голосовала за откровенно антисемитскую партию».

Несмотря на то, что ставки на этих выборах, по немецким стандартам, более драматичны, чем на предыдущих выборах, Перес не ожидает каких-либо потрясений.« Я уже вижу скучные выборы впереди – если что-то не произойдет прямо перед ними».

Jerusalem Post

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции