Новости

Коалиция под руководством США нанесла удары по многочисленным объектам йеменской группировки хуситов

12 января, 12:00 сша
Поделиться

Коалиция под руководством США нанесла более десятка ударов по объектам группировки хуситов в Йемене, сообщили американские чиновники поздно вечером 11 января, через два дня после того, как хуситы проигнорировали ультиматум о прекращении атак на корабли, следующие транзитом через Красное море, с помощью шквала ракет и беспилотников, пишут журналисты «Wall Street Journal» Нэнси А. Юсеф, Бенуа Фокон, Костас Пэрис и Салех аль-Баяти.

Удары, нанесённые США и Великобританией при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов, были направлены на то, чтобы ослабить кампанию хуситов, которую, по словам поддерживаемой Ираном группировки, она начала в ответ на войну Израиля с ХАМАСом в секторе Газа. Удары коалиции рано утром 12 января по местному времени были нацелены на радиолокационные системы, а также места хранения беспилотников и ракет, сообщил представитель Министерства обороны США. В нанесении ударов участвовали американская подводная лодка, несколько эсминцев и реактивных истребителей, а также часть ударной группы авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр», сообщил представитель Минобороны США.

Чиновники хуситов сообщили о взрывах в столице Сане, провинциях Ходейда, Саада, Дхамар и других местах, в которых они обвинили «американо-сионистско-британскую агрессию против Йемена». По словам руководителей судоходных компаний, в Сане находятся запасы ракет хуситов, а нападения на суда были совершены из порта Ходейда. «Эти целенаправленные удары являются четким сигналом о том, что Соединенные Штаты и наши партнеры не потерпят нападений на наших солдат и не позволят враждебным субъектам ставить под угрозу свободу судоходства на одном из самых важных коммерческих маршрутов в мире», — заявил президент США Джо Байден. «Я без колебаний предприму дальнейшие меры для защиты нашего народа и свободы международной торговли, если это необходимо».

В своем заявлении премьер-министр Великобритании Риши Сунак заявил, что Королевские ВВС участвовали в ударах, потому что Соединенное Королевство всегда будет выступать за свободу судоходства и свободу торговли. Четыре британских реактивных истребителя «Typhoon» атаковали базу беспилотников хуситов на северо-западе Йемена и аэродром, используемый для запуска крылатых ракет над Красным морем. «По предварительным данным, способность хуситов угрожать торговому судоходству… подверглась удару», — заявило министерство обороны Великобритании.

По словам представителей министерства обороны, США все еще оценивали ущерб через несколько часов после ударов. Хуситы заявили, что их не остановить. Один чиновник пригрозил нанести удар по базам США в регионе, если США и Великобритания нанесут дополнительные удары. «Это жестокая агрессия», — заявил «Wall Street Journal» пресс-секретарь хуситов Наср ад-Дин Амир. «Они, несомненно, заплатят свою цену, и мы не поколеблемся в своей позиции по поддержке палестинского народа, чего бы это ни стоило». После ударов коалиции США «не видели никаких прямых ответных действий, направленных против наших судов или судов других членов коалиции в Красном море», сообщил журналистам вечером 11 января высокопоставленный военный чиновник.

Удары сопровождались множеством предварительных предупреждений: неделю назад США, Великобритания и ключевые союзники предъявили повстанческой группировке ультиматум о прекращении нападений на международное судоходство. 1 января 2024 года президент Байден созвал свою команду по национальной безопасности, чтобы обсудить варианты действий, сообщил журналистам вечером 11 января высокопоставленный представитель администрации. Несмотря на предупреждение коалиции 11 января хуситы выпустили противокорабельную баллистическую ракету, которая упала в воду в пределах видимости коммерческого судна, сообщили американские военные. В ожидании ответа США хуситы передислоцировали часть вооружения и техники и укрепили другие, а также складировали ракеты в бункерах в густонаселенном городе Сана, сообщил представитель министерства обороны США и человек, близкий к хуситам. Кроме того, согласно данным консалтинговой компании по судоходству «TankerTrackers», иранское шпионское судно, которое, как ранее заявляли представители службы безопасности, скорее всего, станет мишенью за помощь повстанцам в атаках на судоходство, рано утром 11 января ушло из Красного моря в Бандар-Аббас, портовый город на южном побережье Ирана.

Как ранее заявляли представители западных служб безопасности и советники, администрация Байдена и возглавляемая США коалиция не хотели слишком жестко реагировать на действия хуситов, чтобы не спровоцировать войну в регионе, отчасти из-за поддержки группировки со стороны Тегерана. Представители Министерства обороны США заявили, что этот удар был направлен на то, чтобы оказать давление на хуситов, дабы они прекратили свои атаки, не провоцируя новых конфликтов в нестабильном регионе. Американские чиновники, однако, ожидали, что хуситы могут продолжать наносить удары по кораблям, чтобы дать понять, что их не сдержать и они по-прежнему представляют угрозу для кораблей в Красном море. «Соединенные Штаты не стремятся к конфликту с хуситами в Йемене, мы действительно активно пытаемся создать прочный мир в Йемене», — заявил бывший конгрессмен-республиканец от Вирджинии и спецнвазовец Скотт Тейлор, работавший частным подрядчиком по обеспечению безопасности в Йемене. «Однако воинственное крыло внутри лагеря хуситов, поддерживаемое Ираном, глубоко просчиталось».

По словам человека, близкого к хуситам, иранцы, базирующиеся в Турции, также предоставили разведданные о судах, связанных с Израилем. Тем временем Иран захватил принадлежащий Греции танкер, который, по его словам, позволил США конфисковать его нефть в прошлом году. Атаки хуситов затруднили перевозку газа, нефти и товаров через Баб-эль-Мандебский пролив и вынудили некоторых перевозчиков направить свои корабли в обход мыса Доброй Надежды в Южной Африке.

«Удары были необходимы, чтобы гарантировать свободу судоходства на жизненно важном морском пути», — заявил пресс-секретарь немецкой компании по контейнерным перевозкам «Hapag-Lloyd AG» Нильс Хаупт. «Мы подождем и оценим эффект, прежде чем отправлять наши корабли обратно».

Хуситы свергли правительство Йемена в 2014 году, что побудило Саудовскую Аравию и другие арабские страны начать военную кампанию против них. Месяцы переговоров между Саудовской Аравией и хуситами позволили разработать «дорожную карту», которая, как надеются США, может привести к разрешению конфликта. Но война между ХАМАСом и Израилем побудила хуситов запускать ракеты и беспилотники по Израилю и судам в Красном море, положив конец надеждам на прекращение этой военной кампании. Высокопоставленный американский дипломат, участвовавший в планировании военной операции, заявил, что саудовцы были категорически против нее из-за ее потенциального влияния на мирные переговоры. Министерство иностранных дел Саудовской Аравии в своем заявлении призвало к сдержанности и выразило «большую обеспокоенность» по поводу ударов, подчеркнув при этом «важность сохранения безопасности и стабильности в регионе Красного моря».

Хотя хуситы заявляют, что они выбирают в качестве мишеней любой связанный с Израилем корабль, многие из атакованных кораблей не имеют явной связи с Израилем или войной. По данным Центрального командования США, которое курирует военные операции США на Ближнем Востоке, с середины ноября хуситы совершили по меньшей мере 27 нападений на коммерческие суда. В период с 16 декабря по 4 января ВМС США заявили, что сбили 61 ракету и дрон, а 1500 коммерческих судов благополучно пересекли Красное море. 10 января Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую хуситов «немедленно прекратить все нападения, которые препятствуют международной торговле, правам и свободам судоходства, а также региональному миру». Резолюция, внесенная США и Японией, была одобрена 11 голосами «за». Россия, Китай, Алжир и Мозамбик воздержались. 11 января через Красное море прошли около 80 судов. Примерно 20 из них принадлежат китайским и российским владельцам.

Российский танкерный оператор «Совкомфлот» и китайский контейнеровозный гигант «Cosco» по-прежнему отправляют суда через Красное море в сторону Суэцкого канала. Обе судоходные компании не ответили на звонки с просьбой прокомментировать, почему они по-прежнему готовы плыть через Красное море. «До сих пор ответом оперативной группы было сбивать то, что летело в сторону кораблей», — рассказал главный аналитик поставщика морских данных «Xeneta» Питер Сэнд. «Этого не достаточно. Все в отрасли хотят решительных военных действий по уничтожению стартовых площадок и складов ракет».

Атаки нарушили судоходство в водах, через которые в 2023 году проходило в среднем 8% мировых поставок нефти, и рискуют поднять потребительские цены на все, от электроники до кофе. Объемы контейнерных перевозок через Суэцкий канал с середины декабря по 7 января упали более чем на 60% по сравнению с тем же периодом прошлого года — с 3,3 миллиона контейнеров до 1,3 миллиона контейнеров в результате перехода судов на другие маршруты.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции