Новости

Израильтян все сильнее волнует судьба заложников

16 ноября 2023, 10:00 война, Израиль
Поделиться

Их улыбающиеся лица смотрят вниз со стен небоскребов, со стен между ресторанами и барами Тель-Авива и с гигантского видеоэкрана у входа в торговый центр, пишет журналистка «BBC News» Иоланда Нелл.

7 октября более 240 заложников были схвачены под дулом пистолета в своих домах и на рабочих местах рядом с сектором Газа, на военных базах и на большой танцевальной вечеринке на открытом воздухе. Среди них было около 30 детей, самому младшему из которых было всего девять месяцев. Но поскольку боевики ХАМАСа увезли их в Газу, судьба большинства из них остается неизвестной. Для израильтян, оправившихся от кровавой резни, произошедшей в прошлом месяце, это непрекращающаяся травма. «Это последняя фотография моей тети, которая у нас есть. Ее схватили два террориста на мотоцикле», — говорит Эяль Нури, показывая мне фотографию 72-летней Амины Моше, которую увозят из кибуца Нир Оз, где она прожила 50 лет. «Ни дети, ни младенцы, ни пожилые женщины не должны участвовать в каком-либо конфликте. Похищать детей — это что-то против человечности».

Несмотря на то, что это самый крупный кризис, за прошедшие годы Израиль пережил множество кризисов с заложниками. В 1980-е годы страна продемонстрировала, что готова платить высокую цену за своих граждан при обмене пленными с палестинскими и ливанскими вооруженными группировками. Шейх Ахмад Ясин, который позже основал ХАМАС, был освобожден в результате одного обмена. Даже трупы израильских солдат выкупались, чтобы обеспечить им надлежащие еврейские захоронения. Затем, в 2006 году, ХАМАС похитил 19-летнего солдата Гилада Шалита. Его отец, Ноам, в течение пяти лет вел болезненную кампанию по возвращению его домой, подчеркивая «неписаный контракт» между государством и его призывниками. Биньямин Нетаньяху, премьер-министр – тогда, как и сейчас, – подписал крупнейший в истории обмен пленными на одного солдата. Было освобождено более тысячи заключенных, в том числе Яхья Синвар, который впоследствии возглавил ХАМАС в секторе Газа и, очевидно, организовал теракты 7 октября.

Ключевой посредник в сделке Шалита, видит серьезные различия между обстоятельствами тогда и сейчас, которые, по его мнению, не позволят заключить какую-либо всеобъемлющую сделку. «У нас было пять лет и четыре месяца, чтобы завоевать доверие Гилада Шалита. Теперь у нас есть дни. Будущее заложников будет решено в ближайшие дни», — говорит Гершон Баскин, израильский борец за мир, который руководил секретными переговорами с ХАМАСом. По его словам, главная сложность на этот раз — это масштабы зверств. «После того, что сделал ХАМАС, они перешли черту, за которой немыслимо, чтобы они продолжали оставаться у власти в секторе Газа после окончания войны», – заметил Баскин. «Итак, в попытках вести переговоры с людьми, которых вы собираетесь убить, есть какое-то встроенное противоречие».

Вначале Катар способствовал освобождению двух израильтянок, имевших гражданство США, матери и дочери, а Египет помог освободить двух пожилых израильтянок-заложниц. Однако более серьезного соглашения с тех пор так и не сформировалось. На этой неделе военное крыло ХАМАСа заявило, что готово освободить до 70 женщин и детей, удерживаемых в секторе Газа, в обмен на пятидневное прекращение огня.

Выступая 12 ноября перед американским телеканалом NBC, Нетаньяху поднял вопрос о возможности заключения сделки. Президент США Джо Байден с тех пор заявил, что ежедневно участвует в обсуждении вопроса об освобождении заложников и верит, что это произойдет. Однако публично Израиль отверг прекращение огня, утверждая, что ХАМАС будет использовать его для перегруппировки. Он заявил, что может согласиться на более короткие гуманитарные паузы в боевых действиях. Опросы показывают, что эту позицию поддерживают многие израильтяне.

В последнем опросе Израильского института демократии наиболее распространенным ответом (38% опрошенных) было то, что Израилю следует договориться о сделке с пленными, но продолжать сражаться. В целом 70% респондентов не считают, что война должна прекращаться. «В обмен на заложников они готовы отдать палестинских пленных. Но популярно мнение: «не прекращать боевые действия», — говорит профессор Тамар Хартманн, проводившая опрос. «Это потому, что цена прекращения боевых действий прямо сейчас может быть больше с точки зрения жизней людей, если мы остановимся и цели войны не будут достигнуты». Упорная небольшая группа опрошенных отказывается от каких-либо соглашений с ХАМАСом. Многие израильтяне отмечают, как в прошлом заключенные, такие как Яхья Синвар, у которых уже были руки в крови, освобождались и продолжали планировать новые теракты.

Несмотря на все трудности, семьи и сторонники заложников придумывают креативные способы усиления общественного давления. Огромная арт-инсталляция, заполняющая площадь Ха-Бима в Тель-Авиве, представляет собой пустую кровать для каждого взрослого, ребенка и пары, уведенных в сектор Газа. Каждый шабат родственники собираются на площади, известной сейчас как Площадь заложников, возле Музея искусств. Они поставили огромный стол, за которым есть места для каждого пропавшего человека. 14 ноября большая толпа начала марш длиной 63 километра из Тель-Авива к офису премьер-министра в Иерусалиме, чтобы призвать свое правительство принять меры.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции