Израильская община харедим стремится избежать втягивания в национальный кризис
В то время как правительство Израиля проводит судебную реформу, которая потрясла нацию и вызвала массовые протесты и предупреждениями о гражданских беспорядках, ключевой компонент хрупкой правящей коалиции мало заинтересован в проведении такой политики, пишет журналист “Reuters” Джонатан Сол.
Быстрорастущая ортодоксальная община харедим занимает все большее место в израильской политике, помогая премьер-министру Биньямину Нетаньяху удерживать узкое парламентское большинство наряду с ультраправыми националистическими партиями. Но в то время как община пытается сосредоточиться на духовной жизни, связанной с изучением религии и соблюдением религиозных обрядов, ее ключевая роль в коалиции означает, что она все больше втягивается в национальные политические дебаты, которых традиционно стремилась избегать.
Стремление Нетаньяху ограничить судебные полномочия является главной целью его союзников – националистов, поддержка которых позволила ему вернуться к власти в прошлом году. Но это также вывело на улицы огромные толпы оппозиционеров, предупреждающих, что демократия в опасности. Для общины харедим кризис представляет собой парадокс. Будучи частью правительства Нетаньяху, их политические партии, скорее всего, поддержат его планы как часть повестки дня, которая также включает их собственные политические приоритеты. Тем не менее они проявляют слабый интерес к вопросу, лежащему в основе одного из самых больших споров в истории Израиля.
“В общине харедим существует сильное чувство братства. Этому чувству братства очень сильно мешают войны евреев, которые продолжаются сейчас”, – рассказал ученый – юрист, даян и раввин общины в Иерусалиме Йехошуа Пфеффер. Некоторые политики – харедим даже опасаются, что кризис может подорвать их стремление законодательно закрепить освобождение их общины от воинской повинности, чтобы позволить их молодым людям изучать священные тексты иудаизма.
В Рамат-Бейт-Шемеше, городе харедим к западу от Иерусалима, раввин Исаак Шашуа заявил, что он, как и другие члены его общины, сосредоточен на изучении Торы. После протестов против судебной реформы в соседнем городе Шашуа привлек внимание израильских СМИ к этому вопросу, заявив, что демонстранты “не представляют всю страну”. Некоторые политики – харедим предполагают, что они могут выйти из коалиции, что приведет к падению правительства Нетаньяху, если их требования не будут выполнены, хотя не ясно, является ли это серьезной угрозой.
“Нет причин заседать в правительстве, которое не занимается этим вопросом – с их точки зрения, это первая и последняя причина, по которой они подписались”, – заявил “Reuters” юрист Авраам Юстман, представлявший одну из партий харедим. Такой подход к политике, сосредоточенный на определенных вопросах, таких как воинская повинность, должен приносить дивиденды по мере усиления влияния харедим.
“Весь мир харедим переживает своего рода переломный период, потому что они становятся крупнее и могущественнее, а вместе с этим должна прийти ответственность, от которой они всегда уклонялись”, – заявил старший научный сотрудник аналитического центра INSS и бывший депутат Кнессета от светской партии “Еш Атид”, которая ранее была в правительстве, Офир Шела. “На следующих выборах в Кнессет это будет главный вопрос, на чем коалиция собирается сконцентрироваться – на принятии законов, направленных на юридическое освобождение харедим от военной службы, или на продолжении судебной реформы”.
Кнессет, парламент Израиля, объявил перерыв, так что могут пройти недели, прежде чем станет ясна будущая стратегия Нетаньяху. Вместе с харедим и партнерами – националистами он контролирует 64 из 120 мест. Блок партий харедим “Объединенный иудаизм Торы” заявил на прошлой неделе, что он “присоединился к коалиции не для продвижения судебной реформы, а для урегулирования статуса студентов ешив (в связи с призывом на военную службу)”, сообщают израильские СМИ.
Поскольку община харедим насчитывает 1,2 миллиона человек, или около 13% населения, возникли трения с другими израильтянами по поводу их нынешнего фактического освобождения от воинской повинности и других вопросов. Светские израильтяне недовольны субсидированием общины с низкой занятостью, в которой около половины мужчин изучают Тору. Среди харедим – еврейский термин, означающий “те, кто трепещет перед Б-гом”, – также существуют неоднозначные взгляды на само израильское государство. Многие предпочитают жить в таких анклавах, как Рамат-Бейт-Шемеш, или в более крупных и старых городах, включая Бней-Брак, недалеко от Тель-Авива, даже если это означает мириться с теснотой и плохими услугами.
Влиятельная организация “Эда харедит” даже отказывается признавать государство Израиль, бойкотируя выборы и заявляя, что они должны жить отдельно от светских и менее соблюдающих израильтян.
В коалиции Нетаньяху возникла напряженность с ультраправым министром полиции Итамаром Бен-Гвиром из-за его визитов в самое священное место иудаизма, которое они называют Храмовой горой. И которое мусульмане также считают священным, как мечеть Аль-Акса. Раввины – харедим говорят, что евреям не следует посещать гору до тех пор, пока не будет восстановлен древний еврейский храм, который когда-то стоял там, где сейчас стоит мечеть седьмого века. “То, что происходит, было предвидено нашими мудрецами более 70 лет назад (до основания Израиля). Смешанная, прогрессивная демократия не работает, и то, что происходит сейчас, – это анархия”, – заявил ведущий раввин “Эда харедит” в районе Бейт-Шемеш Авраам Эйзенштейн.