Вечером 30 июля Израиль нанес удар по Бейруту, заявив, что его целью был командир, которого он обвинил в нападении, в результате которого погибли 12 детей и подростков на контролируемых Израилем Голанских высотах в эти выходные, пишут журналисты «New York Times» Ронен Бергман, Адам Расгон и Юан Уорд.
По словам трех израильских сотрудников службы безопасности, которые говорили на условиях анонимности, чтобы обсудить деликатные детали операции, целью удара был высокопоставленный представитель «Хезболлы» Фуад Шукр, который был близким советником Хасана Насраллы, генерального секретаря ливанской шиитской группировки боевиков. Немедленных комментариев от «Хезболлы» не последовало, и неясно, выжил ли он.
Израильские военные опубликовали заявление об ударе вскоре после того, как в южных пригородах Бейрута прогремел взрыв. Напряженность между Израилем и «Хезболлой» резко возросла после удара 27 июля на контролируемых Израилем Голанских высотах, в результате которого погибли дети и подростки, игравшие в футбол. 29 июля Нетаньяху посетил футбольное поле в Маджал Шамс и заявил о жертвах: «Эти дети — наши дети, дети всех нас. Израиль не позволит и не может позволить этому продолжаться в том же духе. Наш ответ грядет, и он будет суровым».
Как показали видеоролики, размещенные в социальных сетях, местные жители кричали на Нетаньяху, говоря ему, что у них нет никакой безопасности, и скандировали «Убийца! Убийца!».
Этот удар стал вторым ударом Израиля по Бейруту с тех пор, как «Хезболла» и Израиль начали боевые действия 8 октября 2023 года, и первым ударом Израиля по деятелю «Хезболлы» в ливанской столице. В январе израильские военные убили в Бейруте высокопоставленного лидера ХАМАСа Салеха аль-Арури.
Видеоролики и фотографии, опубликованные в социальных сетях 30 июля, показывают, как вечером над зданиями поднимается дым. На некоторых из них были запечатлены толпы, собирающиеся на улицах южного пригорода, густонаселенного гражданского района, где правит «Хезболла». Эти люди выкрикивали лозунги в поддержку «Хезболлы». По данным государственного информационного агентства Ливана, удар был в непосредственной близости от здания Совета шуры «Хезболлы», центрального органа принятия решений группировки.
«Я как раз открывал дверь своего дома», — рассказал 52-летний Мухаммед Авада, таксист, живущий в южном пригороде Бейрута, — «и тут я услышал что-то вроде грома, а затем сильный взрыв». Он добавил: «Все на улице кричали и визжали. Такое ощущение, что мы уже на войне». По меньшей мере один человек погиб и еще 35 получили ранения в результате удара, сообщил министр здравоохранения Ливана д-р Фирасс Абиад. Все жертвы были мирными жителями, и по меньшей мере трое из раненых находятся в критическом состоянии, заявил д-р Абиад в телефонном разговоре с «New York Times».
В посте в своем аккаунте в «X» министр обороны Израиля Йоав Галлант заявил, что «Хезболла» «перешла красную черту». Эксперт по ливанским делам Ханин Гаддар рассказала, что Шукр был влиятельной военной фигурой в «Хезболле» и ключевой фигурой в операциях «Хезболлы» на юге Ливана. «Он очень большая цель», — заметила Гаддар, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики. С начала войны в Газе Израиль и «Хезболла», которую поддерживает Иран, обменивались обстрелами через северную границу Израиля, вызывая опасения у многих чиновников, что конфликт может перерасти в более масштабную войну, которая приведет к разрушениям в городах и поселках. Эти обстрелы заставили десятки тысяч людей покинуть свои дома. Военные действия привели к перемещению около 60000 израильтян и 100000 ливанцев. Израильские аналитики заявили, что «Хезболла», скорее всего, целилась в близлежащую военную базу на горе Хермон и не нацеливалась на деревню намеренно. Но использование группировкой неточных ракет в районе, усеянном гражданскими поселениями, может привести к непреднамеренным последствиям, которые рискуют спровоцировать полномасштабную войну, заявили они.
«Хезболла» отрицает, что она стояла за нападением на друзскую деревню Мадждаль-Шамс на Голанских высотах 27 июля.
Израильские военные заявили, что «Хезболла» является единственной группировкой в регионе, которая обладает типом ракеты, использованной для удара, иранской «Falaq-1». А 29 июля пресс-секретарь Белого дома по национальной безопасности Джон Кирби недвусмысленно заявил, что за ударом стоит «Хезболла». Соединенные Штаты и другие страны призвали израильских чиновников проявлять сдержанность в конфликте с «Хезболлой», предостерегая от эскалации, поскольку Израиль продолжает свою почти 10-месячную кампанию против ХАМАСа в секторе Газа. «Мы не считаем, что полномасштабная война неизбежна», — заявила журналистам 30 июля пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. «Мы считаем, что ее все еще можно избежать».
Израильские военные в первую очередь нацелились на командиров, бойцов и оружейную инфраструктуру «Хезболлы» и в основном воздерживались от действий, которые могли бы привести к более существенному ответу со стороны «Хезболлы», таких, как удары по Бейруту или крупным гражданским объектам.
Исполняющий обязанности премьер-министра Ливана Наджиб Микати осудил атаку, которая, по его словам, привела к десяткам жертв среди мирного населения и произошла недалеко от одной из крупнейших больниц страны. «Мы также сохраним за собой полное право принимать все меры, которые будут способствовать сдерживанию израильской агрессии», — заметил Микати. Министр иностранных дел Ливана Абдаллах Бу Хабиб в телефонном разговоре с «New York Times» заявил, Ливан подаст жалобу на Израиль в Совет Безопасности ООН. Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Ведант Патель отказался комментировать подробности израильского удара. Выступая на ежедневном брифинге, Патель заявил, что США «ведут непрерывные переговоры с израильскими и ливанскими коллегами» с выходных, пытаясь достичь дипломатического решения конфликта.