Солдаты ЦАХАЛа вошли в Южный Ливан в рамках наземного наступления вечером 30 сентября, в то время как конфликт с «Хезболлой» продолжал обостряться, Израильские военные подтвердили это ранним утром 1 октября, пишет журналист «The Jerusalem Post» Йона Джереми Боб.
«ЦАХАЛ начал ограниченные, локализованные и целенаправленные наземные рейды на основе точных разведданных против террористических объектов и инфраструктуры «Хезболлы» на юге Ливана», — заявили военные. Они добавили, что ЦАХАЛ будет выполнять «методичный план, разработанный Генеральным штабом и Северным командованием, которому солдаты обучались и к которому готовились в последние месяцы».
Начавшееся поздно вечером 30 сентября вторжение ЦАХАЛа в южный Ливан возглавила 98-я дивизия и ее командир бригадный генерал Гай Леви, под начало которого также поступили отряд коммандос, отряд спецназа «Эгоз», десантники и бригада 7 танкового корпуса. 98-я дивизия была ответственна за то, чтобы сломать хребет сильнейшей боевой бригаде ХАМАСа в Хан-Юнисе с декабря 2023 года по март 2024 года. Командир «Эгоза» подполковник «А» заявил солдатам прямо перед тем, как операция началась: «Нам выпала большая честь писать историю на севере, как мы это делали в Газе. Мы начали с операций более низкого уровня, но сегодня мы начинаем более масштабное вторжение, чтобы вернуть жителей севера в их дома. Это существенный вопрос, потому что мы не вторгались в Ливан с 2006 года. Я доверяю вам и очень горжусь вами, и знаю, что мы продолжим писать историю».
Арабские СМИ, такие, как «Al-Jazeera» и «MTV Lebanon», заявили, что танки ЦАХАЛа вошли в несколько деревень на юге Ливана вскоре после первых сообщений о наземном вторжении. Кроме того, пресс-секретарь ЦАХАЛа для арабоязычных СМИ Авихай Адраи вечером 30 сентября предупредил жителей пригородов Бейрута о необходимости эвакуации. Вскоре после этого пресс-секретарь ЦАХАЛа Даниэль Хагари попросил СМИ «не делиться сообщениями о действиях военных из-за безопасности наших солдат. Придерживайтесь только официальных сообщений и не распространяйте безответственные слухи».
В 20:29 30 сентября ЦАХАЛ объявил закрытыми военными зонами Метулу, Мисгав-Ам и Кфар-Гилади. Неподтвержденные сообщения указывают на то, что ЦАХАЛ открыла массированный огонь из танков по определенным позициям на юге Ливана. Ранее «The Jerusalem Post» сообщила, что вторжение в Ливан может начаться в тот момент, когда кабинет министров безопасности одобрит это. Было предоставлено несколько вариантов выбора типа вторжения, хотя изначально предполагалось, что основное внимание будет уделяться южному Ливану. Основной целью вторжения является уничтожение инфраструктуры, которую спецподразделения «Хезболлы» “Радван” могли попытаться использовать для вторжения в Израиль и создания угрозы северным приграничным городам. 30 сентября ЦАХАЛ также уничтожил склад пусковых установок ракет класса «земля-воздух», которые «Хезболла» разместила всего в 1,5 километрах от международного аэропорта Бейрута в Ливане. В своем заявлении ЦАХАЛ отметил, что размещение этих ракет представляет угрозу международному воздушному пространству для пассажирских самолетов и может поразить любой самолет, летящий в воздушное пространство Ливана.
Кроме того, ЦАХАЛ уничтожил широкий спектр ракет и ракет большой и средней дальности, которые могли угрожать Хайфе, центральному Израилю и Тель-Авивскому коридору и террориста «Хезболлы» Эйда Хассана, командира ракетного подразделения ракет средней дальности «Хезболлы».
Администрация Байдена выразила свою поддержку рейдам, которые ЦАХАЛ начал проводить в Ливане поздно вечером 30 сентября, нацеливаясь на объекты «Хезболлы» вдоль границы, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид. «Мы согласились с необходимостью демонтажа инфраструктуры атак вдоль границы, чтобы гарантировать, что ливанская «Хезболла» не сможет проводить атаки в стиле 7 октября на северные населенные пункты Израиля», — заявил министр обороны США Ллойд Остин согласно отчету Пентагона о его телефонном разговоре с министром обороны Израиля Йоавом Галлантом. Во время телефонного разговора 30 сентября они обсудили последние военные операции Израиля, и Остин «ясно дал понять, что Соединенные Штаты поддерживают право Израиля на самооборону».
Хотя Остин выразил поддержку операции ЦАХАЛа, он также подчеркнул, что вторжение не является самоцелью. «Я подтвердил, что дипломатическое решение необходимо для обеспечения безопасного возвращения мирных жителей в свои дома по обе стороны границы», — говорится в заявлении США. Остин также «ясно дал понять, что Соединенные Штаты хорошо подготовлены к защите персонала США, партнеров и союзников перед лицом угроз со стороны Ирана и поддерживаемых Ираном террористических организаций и полны решимости не допустить, чтобы какой-либо субъект использовал напряженность или расширял конфликт», — говорится в заявлении. «Я повторил заявление о серьезных последствиях для Ирана в случае, если Иран решит начать прямое военное нападение на Израиль».
США развернут дополнительные войска для сдерживания ответных действий Ирана на фоне конфликта между Израилем и «Хезболлой», сообщила 1 октября «Wall Street Journal» со ссылкой на официальных лиц США и Израиля. Согласно статье, Министерство обороны США планирует увеличить количество самолетов ВВС F-15E, F-16 и A-10, развернутых на Ближнем Востоке. Более того, такое увеличение, как сообщается, будет значительным, поскольку истребители F-15E и F-16 были ответственны за сбивание иранских беспилотников, когда Тегеран провел ракетную и беспилотную атаку на Израиль в апреле. Кроме того, в статье добавлено, что подразделение морской пехоты, состоящее из примерно 2200 морских пехотинцев и солдат, будет готово развернуть больше сил в случае необходимости. Другие политики со всему миру разделились на тех, кто призывал к прекращению огня между Израилем и «Хезболлой», и тех, кто выразил поддержку операциям, пишет журналист «The Jerusalem Post» Даниэль Грейман-Кеннард.
Сенатор – демократ Джон Феттерман написал в своем аккаунте в «X»: «Я полностью поддерживаю выбор Израиля сделать все необходимое для нейтрализации «Хезболлы»». Пресс-секретарь Госдепартамента США Мэтью Миллер заявил прессе утром 1 октября: «Я хочу прояснить несколько моментов. Во-первых, мы поддерживаем право Израиля защищать себя от терроризма, и это включает в себя привлечение к ответственности жестоких террористов, таких как Хасан Насралла. В то же время мы хотим увидеть дипломатическое урегулирование конфликта на Ближнем Востоке, которое обеспечит долгосрочную безопасность — для народа Израиля, народа Ливана и палестинского народа…» Позже Миллер добавил: «Израиль имеет право защищать себя от «Хезболлы».
Если посмотреть, как начался этот конфликт на северной границе Израиля, то именно «Хезболла» начала совершать атаки на Израиль 8 октября 2023 года. И эти атаки продолжались, продолжаются и продолжаются. Если посмотреть на то, что сказал сегодня исполняющий обязанности лидера «Хезболлы», то это то, что их атаки на Израиль продолжатся. Поэтому Израиль имеет право защищать себя от этих атак. Это включает в себя удары по террористической инфраструктуре внутри Ливана». Хотя Миллер утверждал, что США сохраняют свою позицию по поддержке прекращения огня, он пояснил прессе, что прекращение огня — это не одностороннее сложение оружия одной из сторон конфликта и прекращение конфликта. Это соглашение для обеих сторон прекратить конфликт. Миллер подчеркнул журналистам, что, поскольку «Хезболла» ясно дала понять, что намерена продолжать атаковать Израиль, операция легитимирована его правом на самооборону, и что ликвидация лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы была «чистым благом для региона и мира…»
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми повторил призывы к немедленному прекращению огня между Израилем и «Хезболлой» перед официальным заявлением ЦАХАЛа после обсуждения этого вопроса 30 сентября по телефону с госсекретарем США Энтони Блинкеном. «Мы оба видели сообщения в СМИ о следующем этапе для Израиля в Ливане», — рассказал Лэмми «Sky News» на фоне растущих признаков того, что Израиль находится на грани отправки наземных войск в Ливан. «Мы оба согласились с позицией, которую мы заняли в ООН на прошлой неделе, что наилучшим путем решения вопроса является немедленное прекращение огня и возвращение к политическому решению».
Ранее в тот же день пресс-секретарь премьер-министра Кира Стармера призвал «все стороны проявить сдержанность». Вторжение началось раньше, чем ожидалось, поскольку в последние дни было заметно все больше признаков слабости «Хезболлы». Высокопоставленные источники в ЦАХАЛе были крайне удивлены тем, насколько неэффективно «Хезболла» реагировала на натиск военных на нее за последние две недели, и в особенности после того, как 27 сентября был убит глава «Хезболлы» Хасан Насралла.
Они также заявили вечером 29 сентября, что значительная часть возможностей «Хезболлы» по ответным действиям против израильского тыла была подорвана и сделала их гораздо более ограниченными, чем можно было ожидать. Хотя когда Израиль начал атаки на «Хезболлу» около двух недель назад, он считал, что может достичь некоторого элемента неожиданности и несколько ослабить ливанскую террористическую группировку с точки зрения ответных действий, введение ограничений Командованием тыла на весь Север, включая Хайфу, было предзнаменованием опасений ЦАХАЛа, что Хайфа может пострадать очень сильно. Вместо этого ни один человек в Хайфе не был убит «Хезболлой», и город мало пострадал. Аналогичным образом, большая часть южных районов Севера, которые, как ожидалось, впервые пострадают от ракет дальнего радиуса действия «Хезболлы», испытали минимальный удар по сравнению с мрачным прогнозом. Ни один израильтянин не был убит «Хезболлой» с тех пор, как три дня назад был убит Насралла.
Такие города, как Цфат, Акко, Нагария, Кирьят-Шмона и деревни севернее, которые долгое время находились под обстрелом ракетами малой дальности, остаются таковыми. Тем не менее этот уровень угрозы далеко не соответствует стратегическому уровню угрозы, которую, по ожиданиям ЦАХАЛа, должна представлять «Хезболла» — потенциальное убийство тысяч израильтян и разрушение Тель-Авива и критической инфраструктуры. Тот факт, что ключевые командиры ЦАХАЛа в понедельник подтвердили, что значительное большинство возможностей «Хезболлы» было подорвано, тогда как в пятницу многие высшие должностные лица ЦАХАЛа предупреждали, что такие заявления являются высокомерием, по-видимому, указывает на то, как вакуум ответа «Хезболлы», продолжающийся несколько дней, изменил мнение оборонного ведомства о том, в насколько глубоком упадке находится «Хезболла». Также не было никаких реальных заявлений от «Хезболлы» о войне с 27 по 30 сентября, и даже 30 сентября было неясно, кто заменит Насраллу или когда будет сделано такое заявление. Другими словами, неясно, кто сейчас руководит «Хезболлой», и кто будет ею руководить, если вторжение ЦАХАЛа начнется относительно скоро.
«Wall Street Journal» отмечает, что масштаб потенциального ответа Тегерана остается неясным, поскольку иранские чиновники, по-видимому, разделились во мнении о том, какой курс действий лучше всего предпринять. По мнению аналитиков, Иран может предпринять широкий спектр ответных мер, которые будут включать возобновление ударов Ирана по военным базам США на Ближнем Востоке. В статье также упоминается, что, по мнению бывшего сотрудника ЦРУ Нормана Роула «Тегеран вряд ли начнет ракетную атаку, если не будет уверен, что добьется большего успеха, чем его апрельская атака».