Историк раскрыл слежку ADL за ультраправым обществом Джона Берча
Историк, просматривая документы в архиве, обнаружил, как еврейская организация в 1960-х годах помогла подавить влиятельное ультраправое экстремистское движение в Соединенных Штатах, работая под прикрытием и действуя как частная разведка, пишет журналист JTA Асаф Элия-Шалев.
Раскрытие тайной операции Антидиффамационной лиги против Общества Джона Берча легло в основу главы новой книги политического историка Мэтью Даллека из Университета Джорджа Вашингтона. Опубликованная в марте книга «Берчеры: как Общество Джона Берча радикализировало американских правых» стала четвертой книгой Даллека. В ней рассматриваются корни сегодняшнего консервативного движения в Соединенных Штатах. «Берчеры» — это история организации, которая на пике своего развития насчитывала около 100000 членов и «мобилизовала лояльную армию активистов» в кампании против того, что она считала обширным коммунистическим заговором. Он также исследует, как миссия берчеров по защите христианства и капитализма превратилась в радикальную повестку дня против гражданских прав, которую такие организации, как ADL, рассматривали как экзистенциальную угрозу.
Даллек недавно дал интервью JTA, чтобы обсудить возвышение берчеров, как ADL проникла в их ряды и оправдана ли такая тактика во имя борьбы с экстремизмом. – Общество Джона Берча было нарицательным в 1960-х годах, став эмблемой ультраправого экстремизма. Оно не имело огромного числа последователей, но проникло в культуру и национальное сознание. Его лидер Роберт Уэлч в какой-то момент утверждал, что президент Дуайт Эйзенхауэр был преданным адептом теории коммунистического заговора, захватившего Соединенные Штаты. Уэлч сформировал Общество Джона Берча, чтобы информировать американский народ о природе коммунистической угрозы. В период своего расцвета организация насчитывала от 60000 до 100000 членов, организованных в небольшие отделения. Они рассылали литературу, пытаясь дать своим членам «дорожные карты» или идеи о том, что они могут сделать. Они считали, что необходимо массовое просвещение общественности, потому что традиционная двухпартийная политика не будет эффективной для разоблачения коммунистической угрозы. Они формировали подставные группы, такие как «Импичмент Эрлу Уоррену» (председателю Верховного суда) или «Поддержите вашу местную полицию». Они пытались запретить использование в школах определенных книг, которые они считали социалистическими. Некоторые берчеры баллотировались на места в школьные советы и протестовали против содержания библиотек.
Критики опасались, что берчеры были растущей фашистской или авторитарной организацией и что, если они не будут оттеснены на второй план в политическом и культурном плане, страна может быть захвачена. Журнал «Nation» писал, что берчеры, по сути, предложили своим последователям участвовать в гражданской войне в партизанском стиле. Эти опасения вызвали большие дебаты о демократии. Как сохранить демократию и в разгар «холодной войны» и в тени Второй мировой войны, нацистской фашистской Германии и Холокоста?
В ходе исследования автор натолкнулся на множество исторических внутренних документов ADL в архивах Американского еврейского исторического общества в Нью-Йорке. – Эти бумаги – золотая жила. Это невероятное и часто подробное окно в мир ультраправых и, в частности, в Общество Джона Берча. Они показывают, что у ADL была обширная, многоплановая контрразведывательная операция, которую они проводили против Общества Джона Берча. В то время люди знали, что члены ADL посещают мероприятия, на которых выступают берчеры. Но у ADL также были агенты под прикрытием с кодовыми именами, которые смогли проникнуть в штаб-квартиру общества в Белмонте, штат Массачусетс, и стать должностными лицами в различных отделениях. Они раскопали финансовую информацию и информацию о занятости отдельных берчеров. И они не только использовали материал для своих информационных бюллетеней и пресс-релизов, но и передавали информацию в СМИ.
Другой слой касается дебатов, которые продолжаются: были ли берчеры расистами и антисемитами? Общество Джона Берча всегда настаивало на том, что они не терпят превосходства белых и не хотят никаких членов ККК. Они сказали, что принимают людей всех вероисповеданий и рас. И это правда, что у них действительно была горстка участников – евреев и чернокожих. Но ADL обнаружила, что много ненависти исходит от низов, а также просачивается сверху. ADL смогла систематически задокументировать это. – Итак, несколько вещей: это конец 1950-х и 1960-е года, и появляется коалиция за гражданские права. Бенджамин Эпштейн, национальный директор ADL, был дружен с Тергудом Маршаллом, судьей Верховного суда, и Мартином Лютером Кингом. Джон Ф. Кеннеди посетил мероприятие ADL и похвалил ADL за очень решительные выступления в защиту демократии и равного обращения со всеми американцами. Айседор Зак, помогавший руководить разведывательной операцией, в какой-то момент написал своим коллегам, что только в условиях демократии еврейская община может процветать, и поэтому, если вы хотите защищать американских евреев, вы также должны защищать демократию. Конечно, в то время существовали и другие угрозы, но либеральные критики, в том числе ADL, рассматривали Общество Джона Берча как очень скрытную организацию, которая пропагандировала теории заговора коммунистов, которых часто смешивали с евреями. ADL использовала тайные и в некоторых случаях закулисные средства для разоблачения антисемитизма и расизма, а также интереса к насилию или насильственной риторике в Обществе Джона Берча в 1960-х годах. ADL была на острие либеральной коалиции, в которую входили Белый дом, иногда Министерство юстиции, в зависимости от проблемы, NAACP (Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения), организация «Американцы за демократические действия», профсоюзы, поддерживаемая профсоюзами организация «Group Research Inc.», которая также отслеживала ультраправых. ADL была одной из самых, если не самой эффективной, в сдерживании и дискредитации Общества Джона Берча.
Однако ясно, что идеи берчеров никогда не умирали. Они выжили и вернулись. – Важно помнить, что в середине 20-го века правоохранительными органами в США часто руководили антисемиты или люди, которых гораздо больше заботили предполагаемые внутренние коммунистические угрозы — угроза со стороны левых. С точки зрения ADL, нельзя было полагаться на государственные структуры, которые по закону и по замыслу должны были защищать американских евреев. Было ощущение, что эта работа должна была быть сделана, по крайней мере частично, за рамками правительства. Когда я впервые обнаружил эти действия ADL, я не знал, что с этим делать. Но я понял, что они не просто шпионили, они разоблачали множество страшных вещей, отголоски которых были в наше время, — например, легкий доступ к огнестрельному оружию, ненависть к правительству, клевета на меньшинства. И все это происходило в тени Холокоста и Второй мировой войны. Я стал гораздо более сочувствующим; они были очень эффективны, и у них было видение равного обращения со всеми американцами.