Иран предупредил, что может пересмотреть свою «ядерную доктрину», и угрожает нанести удар по израильским ядерным объектам
Иран может пересмотреть свою «ядерную доктрину» после угроз Израиля нанести удар по стране, заявил 18 апреля высокопоставленный офицер Корпуса стражей исламской революции, поскольку мир готовится к ответу Израиля на беспрецедентный беспилотный и ракетный удар Тегерана 13 апреля, пишет «The Jerusalem Post».
Тегеран всегда настаивал на том, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели, однако Израиль и большая часть западного мира отвергают это утверждение. «Угрозы сионистского режима в отношении ядерных объектов Ирана позволяют пересмотреть нашу ядерную доктрину и отклониться от наших предыдущих соображений», — цитирует полуофициальное информационное агентство «Tasnim» Ахмада Ахталаба, отвечающего за ядерную безопасность. Ахталаб также заявил, что Иран «определенно» ответит взаимностью на любое нападение Израиля на его ядерные объекты. «Мы точно знаем, где находятся основные ядерные объекты противника», — заметил он. «Наши руки находятся на спусковом крючке, чтобы запустить мощные ракеты для полного уничтожения определенных целей». «Если сионистский режим захочет принять меры против наших ядерных центров и объектов, он обязательно столкнется с нашей реакцией», — цитирует слова Ахталаба официальное информационное агентство IRNA. «В ходе контратаки ядерные объекты (израильского) режима будут атакованы и подвергнуты воздействию современного оружия».
Последнее слово в отношении ядерной программы Тегерана, которая, как подозревает Запад, преследует военные цели, остается за верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. В 2021 году тогдашний министр разведки Ирана заявил, что давление Запада может подтолкнуть Тегеран к созданию ядерного оружия, разработку которого Хаменеи якобы запретил в фетве, или религиозном указе, в начале 2000-х годов. «Создание и накопление ядерных бомб — это неправильно, а их использование — харам (религиозный запрет)… Хотя у нас есть ядерные технологии, Иран решительно их избегает», — повторил Хаменеи в 2019 году.
Однако глава Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Гросси, заявил в феврале, что Иран продолжает обогащать уран до 60%, что далеко превосходит потребности коммерческого использования ядерной энергии и близко подходит к уровню, необходимому для создания ядерного оружия – 90%.
Заявление Ахталаба прозвучало в тот момент, когда начальник штаба ЦАХАЛа Герци Халеви пообещал отреагировать на иранскую воздушную атаку, которая в основном была перехвачена, в то время как мировые лидеры призвали к деэскалации. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль оставляет за собой «право защитить себя» после иранского нападения. Тегеран утверждает, что нападение было осуществлено в ответ на предполагаемый удар Израиля по комплексу его посольства в Дамаске в начале этого месяца, в результате которого погибли несколько членов Корпуса стражей исламской революции, в том числе два генерала. Израильские чиновники не сообщили, когда и где страна нанесет ответный удар, но Ахталаб предупредил, что Иран «определенно» ответит взаимностью на любую атаку на ядерные объекты.
Широко распространено мнение, что Израиль обладает ядерным оружием, но он никогда этого не признавал.
15 апреля Гросси заявил, что Иран закрыл свои ядерные объекты «по соображениям безопасности» в день нападения на Израиль. Командующий аэрокосмическим подразделением Революционной гвардии, которое возглавило нападение на Израиль, Амирали Хаджизаде заявил 18 апреля, что Иран применил для этой атаки лишь «старое оружие и минимальную мощность». Он утверждал, что Иран «преодолел максимальную мощь» Израиля и его союзников «при минимальной силе».
В четверг в ООН министр иностранных дел Ирана Хусейн Амир-Абдоллахян предупредил, что Тегеран заставит Израиль «сожалеть» о любом нападении на его страну. «Законные меры защиты и противодействия Ирана завершены. Поэтому террористический израильский режим должен быть вынужден прекратить любой дальнейший военный авантюризм, противоречащий нашим интересам», — заявил министр в Совете Безопасности ООН во время заседания по Ближнему Востоку. «В случае любого применения силы израильским режимом и нарушения нашего суверенитета Исламская Республика Иран без малейшего колебания заявит о своих неотъемлемых правах, даст решительный и надлежащий ответ на это, заставит режим пожалеть о своих действиях».
Иран запустил более 300 беспилотников и ракет по Израилю в ночь 13 на 14 апреля, совершив свою первую прямую атаку на территорию Израиля. Израиль и его союзники сбили подавляющее большинство беспилотников и ракет, и в результате нападения был ранен только один человек, но опасения по поводу возможных ответных действий Израиля, тем не менее, усилили опасения по поводу полномасштабной региональной войны.