Главный раввин России и Президент Федерации еврейских общин России обратились к еврейской общине с поздравлением по случаю праздника Шавуот
Главный раввин России Берл Лазар и Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратились к еврейской общине с поздравлением по случаю праздника Шавуот.
Главный раввин России в своем поздравлении напомнил, что в дни Шавуота есть обычай употреблять молочные и сладкие продукты, возникший из-за того, что у людей, собравшихся у горы Синай во время Исхода просто не было времени приготовить кошерные блюда из мяса. Но Лазар предложил и более глубокое объяснение. Он отметил, что молоко – первый питательный продукт, который мы получаем в жизни: сперва это молоко матери. Соответственно, родители уже должны читать Тору и соблюдать заповеди, когда в семье появляется младенец. А затем, когда младенец становится ребенком, он с детского возраста начинает учить Тору. И потом Тора останется с ним на всю жизнь, и он, в свою очередь, передаст ее мудрость своему потомству.
«В мидраше мы читаем, что Б-г, прежде чем даровать нашим предкам Тору, спросил у Моше рабейну, кто может выступить гарантом того, что Тора останется с нашим народом навек, что мы будем учить ее и жить по ней во всех поколениях. Наш Ребе объясняет, что гарантии потребовались не потому, что Б-г в чем-то подозревал народ Свой. Просто человеку свойственно «забывать важное ради срочного». У людей так много повседневных дел, что они действительно могут пренебречь Торой из-за недостатка времени. Моше предложил сначала, чтобы гарантами стали праотцы нашего народа, потом – чтобы гарантами были пророки. Но Б-г ответил, что те, кто уже ушел из этого мира, не могут отвечать за поведение следующих поколений. А вот когда Моше рабейну предложил, чтобы верность Торе гарантировали дети – Вс-вышний на это согласился. Во-первых, потому, что, как бы ни были заняты родители, о детях они всегда будут заботиться в первую очередь, а во-вторых – потому что именно передача Торы от старшего поколения к поколениям последующим реально обеспечивает наше сохранение как «народа книги» – народа, живущего по Торе и верно выполняющего заповеди», – писал Главный раввин России.
Говоря о том, откуда идет традиция есть сладкое, Лазар напомнил строчки из «Песни песней»: «Мед и молоко под языком твоим». «Это главная идея, когда мы учим Тору: изучение Торы и соблюдение ее Закона это не ограничения и не неудобства, а великая радость! Ведь все уроки от Б-га, вся мудрость, которую Он нам даровал в святой Торе, призваны помогать нам делать добро, любить ближнего, улучшать мир вокруг нас. То, что нам дана Тора – это привилегия, необходимое условие счастливой жизни. Недаром в дни Шавуот мы желаем друг другу «получить Тору с радостью и сделать ее частью нашего внутреннего мира». «Именно это делает нашу жизнь яркой и содержательной», – заключил он.
Президент Федерации еврейских общин России в своем поздравлении отметил, что в этот день евреи отмечают дарование Торы — событие, определившее их возникновение и существование как народа. «После Синайского Откровения еврейский народ был окончательно объединен одной верой — женщины и мужчины, мудрецы и простые люди, взрослые и дети внимали Десяти Речениям «как один человек с единым сердцем». Более того, Десять Заповедей — это всеобщая человеческая ценность. Этические нормы, провозглашенные Всевышним, — это бесценный дар для людей всего мира», – писал Борода.
Он подчеркнул, что хотя принято считать, что цивилизации возникают благодаря умелому, разумному использованию природных ресурсов и богатств, но исход евреев из Египта и Синайское Откровение доказали, что моральные ценности, а также возможность прогресса, созидания, благополучия и процветания заключены не только и не столько в материальности, сколько в духовном, интеллектуальном богатстве, источник которого — Б–жественная мудрость. «Мы видели массу примеров в истории, когда процветающие цивилизации разрушались из-за духовной деградации, что неопровержимо доказывает: эволюция и преобразование не могут существовать без этики и морали», – заметил президент ФЕОР.
Борода подчеркнул, что в Шавуот мы напоминаем себе, что духовность не сужает возможностей человека, но расширяет их, позволяет сделать нравственный выбор и проявить величие человеческого духа. «Когда человек обретает верные ориентиры, он не ограничивает себя логикой сиюминутных обстоятельств, а способен на большее благодаря тем обязательствам, которые он несет перед людьми и Б–гом. Поэтому столь важно и получение нами Торы как событие, и само ее присутствие в нашей жизни. Каждый раз, когда мы занимаемся ее изучением, мы вновь напоминаем себе, ради чего верим в замысел Всевышнего. Понимаем, как удалось нашим предкам на протяжении тысячелетий в самых разных обстоятельствах находить моральные силы и волю пронести ее мудрость и свет, чтобы они озарили нас, и чтобы мы передали ее своим потомкам», – отметил он.
Информационная справка
Шавуот, в переводе с иврита – «седмицы», наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле и два – в общинах за его пределами. Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях. А так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни. Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары. Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы.
В древности, в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами. В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась непригодной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить. В 2022 году Шавуот приходится на исход шабата 4 июня и длится в диаспоре до вечера 6 июня, в это время запрещена работа.