Герцог заявил Конгрессу США, что очернение Израиля — это антисемитизм
Очернение Израиля и отрицание права Израиля на существование являются антисемитизмом, заявил президент Ицхак Герцог на совместном заседании Конгресса США 19 июля, посвященном 75-летию независимости Израиля, пишет журналист «The Jerusalem Post» Лахав Харьков.
«Я не игнорирую критику в кругу друзей, в том числе высказанную уважаемыми членами этой палаты», — рассказал президент. «Я уважаю критику, особенно от друзей, хотя ее не всегда нужно принимать. Но критика Израиля не должна переходить черту в отрицании права Государства Израиль на существование. Ставить под сомнение право еврейского народа на самоопределение — это не законная дипломатия, это антисемитизм».
Замечания Герцога прозвучали на следующий день после того, как Конгресс принял резолюцию, подтверждающую поддержку Израиля со стороны США, а также осуждающую антисемитизм. Резолюция была принята в ответ на то, что председатель Прогрессивной группы Прамила Джаяпал 15 июля назвала Израиль «расистским государством», что, как она позже пояснила, имела в виду политику правительства. Кроме того, по крайней мере пять членов группы — конгрессмены Александрия Окасио-Кортес, Рашида Тлаиб, Ильхан Омар, Джамал Боуман и Кори Буш — бойкотировали выступление Герцога. Хотя он и не объявил бойкот заранее, сенатор Берни Сандерс не попал в зал во время выступления, и заявил в дальнейшем: «Не секрет, что я решительно выступаю против политики правого крыла Израиля. Мы предоставляем им помощь в размере 3,8 миллиарда долларов. У нас есть право требовать, чтобы они уважали права человека».
На месте присутствовали и другие прогрессисты, в том числе сенатор Элизабет Уоррен, которая тепло пожала руку Герцогу, прежде чем он поднялся на трибуну. «Очернение и нападки на евреев, будь то в Израиле, в Соединенных Штатах или где-либо в мире, — это антисемитизм», — заметил Герцог. «Антисемитизм — это позор в любой форме, и я воздаю должное президенту Джо Байдену за то, что он изложил первую в истории Соединенных Штатов Национальную стратегию борьбы с антисемитизмом».
Герцог рассказал о дебатах о судебной реформе, которые он назвал «горячими и болезненными». «Мы были погружены в озвучивание наших разногласий, а также пересмотр баланса наших институциональных полномочий в отсутствие писаной конституции», — заявил он. «На практике интенсивные дебаты, происходящие дома, даже сейчас, когда мы разговариваем, являются самой яркой данью стойкости израильской демократии. Демократия Израиля всегда основывалась на свободных и справедливых выборах, на уважении выбора народа, на защите прав меньшинств, на защите человеческих и гражданских свобод, а также на сильной и независимой судебной системе». Президент отметил разнообразное представительство Израиля в Кнессете, а также еженедельные протесты по всему Израилю как признаки израильской демократии. «Я хорошо осведомлен о несовершенстве израильской демократии, и я осознаю вопросы, заданные нашими лучшими друзьями. Важные дебаты в Израиле болезненны и глубоко нервируют, потому что они выявляют трещины внутри целого», — заявил он. Однако Герцог добавил, что «как президент Израиля я здесь, чтобы сказать американскому народу и каждому из вас, что я очень доверяю израильской демократии. Хотя мы, как и вы, работаем над некоторыми проблемами, я знаю, что наша демократия сильна и устойчива. В ДНК Израиля заложена демократия». «Наша демократия также поздний вечер пятницы, когда звук муэдзина, призывающего к молитве, смешивается с сиреной, возвещающей шабат в Иерусалиме, в то время как в Тель-Авиве проходит один из крупнейших и самых впечатляющих парадов гордости ЛГБТК в мире», — заметил он в одной из немногих строк, вызвавших только аплодисменты половины зала, поскольку подавляющее большинство республиканцев отказались встать в поддержку парада гордости.
Как отметили в статье в «The Times of Israel» журналисты Джейкоб Магид и Лазар Берман Герцог заявил, что демократия Израиля основана на независимой судебной системе, и что он делает все возможное, чтобы обеспечить консенсусную поддержку правовых реформ. Он рекламировал свою роль посредника в недавно проваленных переговорах о компромиссе, но настаивал на том, что продолжит попытки наладить диалог между противоборствующими сторонами в дебатах о реформе. «Я скажу вам, наши друзья, по-английски то, что я сказал моему народу, моим сестрам и братьям на иврите: как нация, мы должны найти способ разговаривать друг с другом, независимо от того, сколько времени это займет». Герцог провел три месяца переговоров с представителями коалиции и оппозиции, направленных на достижение компромисса по судебной реформе, но эти переговоры провалились в июне, и с тех пор коалиция возобновила принятие реформы, начав с законопроекта об ограничении судебного надзора, который она планирует принять на следующей неделе.
Речь Герцога прозвучала на следующий день после его встречи с Байденом в Белом доме, во время которой Байден призвал к «основанному на консенсусе подходу к пакету судебной реформы». Позже в тот же день президент США заявил Тому Фридману из «The New York Times», что протестное движение «демонстрирует живость израильской демократии, которая должна оставаться основой наших двусторонних отношений». И что Израилю не следует торопиться с реформой, потому что достижение консенсуса по спорным областям политики требует времени.
Отношения США и Израиля — «двусторонний союз»
Герцог поблагодарил Конгресс за поддержку Израиля на протяжении всей его истории и заявил, что американо-израильские отношения представляют собой «двусторонний союз, в котором Израиль различными способами вносит решающий вклад в национальную безопасность и интересы Соединенных Штатов». По словам президента, самой большой проблемой, с которой сейчас сталкиваются США и Израиль, является иранская ядерная программа. Герцог заметил, что «неприемлемо» позволить Ирану стать ядерным государством, и Израиль полон решимости помешать ему приобрести ядерный потенциал. «Иран создает ядерный потенциал, который представляет угрозу стабильности на Ближнем Востоке и за его пределами», — заявил он. «Каждая страна или регион, контролируемые Ираном или куда он проник, испытали полный хаос. Мы видели это в Йемене, Газе, Сирии, Ливане и Ираке. На самом деле, мы видели это в самом Иране, где режим утратил свой народ и жестоко его подавляет. Иран сеет ненависть, террор и страдания на Ближнем Востоке и за его пределами». У Израиля нет конфликта с иранским народом, тем не менее Иран стремится уничтожить Израиль, заметил Герцог. «Мир не может оставаться равнодушным к призыву иранского режима стереть Израиль с лица земли. Терпеть этот призыв и меры Ирана по его реализации — непростительный моральный крах», — заявил Герцог. «При поддержке свободного мира Израиль и Соединенные Штаты должны действовать сообща, чтобы предотвратить фундаментальную угрозу международной безопасности со стороны Ирана».
Герцог также обратил внимание на важность Соглашений Авраама, которые он назвал «настоящим переломным моментом». «Мы молимся о том, чтобы этот момент наступил. Это будет огромным кардинальным изменением в ходе истории Ближнего Востока и мира в целом. Израиль протягивает руку, и наше сердце открыто для любого мирного партнера — близкого или дальнего», — заметил он, поблагодарив США за работу по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Герцог также заявил, что у него «глубокое желание» увидеть, как Израиль и палестинцы заключат мир, и рассказал, что в прошлом Израиль предпринимал «смелые шаги», чтобы попытаться сделать это.
Тем не менее, по его словам, «должно быть ясно, что нельзя говорить о мире, оправдывая или узаконивая террор, прямо или косвенно. Истинный мир не может основываться на насилии. Палестинский террор против Израиля или израильтян подрывает любую возможность будущего мира между нашими народами». «Молодое поколение израильтян и палестинцев заслуживает лучшего. Все они достойны будущего, в которое можно смотреть, будущего мира и процветания. Будущего полного надежды. Я всем сердцем привержен этому видению, видению надежды и мира, истинного мира, без какого-либо ужаса».
Президент упомянул израильских военных Орона Шауля и Хадара Голдина, чьи останки удерживаются в Газе, а также гражданских лиц Хишама ас-Сайеда и Аверу Менгисту, которых ХАМАС держит в заложниках. Он привез с собой в Вашингтон мать Голдина, Лию Голдин. «Я попросил мать Хадара Голдина, Лию, быть сегодня здесь с нами. Мы молимся о возвращении ее сына, а также трех других израильтян», — заметил он, когда Голдин встала и законодатели аплодировали. Большая часть восторженных аплодисментов пришлась на то, что Герцог отдал дань уважения американо-израильским отношениям. «Когда США сильны, Израиль сильнее, — заметил он, — а когда Израиль силен, США в большей безопасности… Америка незаменима для Израиля, а Израиль незаменим для Америки». «Временами наши узы могут подвергаться сомнению, но они абсолютно нерушимы», — заявил президент.
Он хвастался тесными связями между Израилем и США: «Взаимовыгодное партнерство, которое выдержало испытания и выдержало большие разногласия, потому что оно основано не на единообразии подходов, а на абсолютном доверии». Он рассказал, что отношения также «глубоко уходят корнями в наши соответствующие декларации независимости. В американской Декларации независимости основатели обратились к «Верховному судье мира». В Декларации независимости Израиля под влиянием Америки наши основатели доверились «Скале Израиля»». «В конечном счете, Израиль и Соединенные Штаты выступают — и действительно всегда выступали за одни и те же ценности. Наши две нации — это разные, жизнеутверждающие общества, которые выступают за свободу, равенство и свободу», — заметил Герцог.
Однако он признал, что смена поколений в обеих странах привела к тому, что новые поколения «меньше занимаются корнями, которые связывают наши народы», и что возможно, отношения между США и Израилем воспринимаются как должное. Герцог, похоже, имел в виду растущее число прогрессистов, которым не нравится отношение Израиля к палестинцам. И растущее число консерваторов, которые утверждают, что критика израильского правительства равносильна антисемитизму. «Нам ясно, что Америка незаменима для Израиля, а Израиль незаменим для Америки. Пришло время разработать следующий этап нашей развивающейся дружбы и нашего растущего партнерства», — заявил он.
Герцог пригласил на свое выступление ведущих деятелей ортодоксального, консервативного и реформистского движений, а также внука Гарри Трумэна Клифтона Трумэна Дэниела и внучку раввина Авраама Хешеля, профессора Сьюзан Хешель. Он стал вторым израильским президентом, выступившем на совместном заседании палат Конгресса. Первым 35 лет назад был его отец Хаим Герцог.