Французский министр собрала конференцию по антисемитизму в Париже
Аврора Берже, министр, отвечающая в правительстве Франции за борьбу с дискриминацией, собрала утром 6 мая в Париже деятелей церкви и глав антирасистских ассоциаций, чтобы обсудить проблему антисемитизма, поднимающего голову в стране, пишет журналист «Коммерсанта» Алексей Тарханов.
Участникам будет легко договориться между собой, но кого им удастся убедить из тех, кто в конференции не участвует, непонятно. Профессиональный борец с дискриминацией, Аврора Берже пообещала эту встречу еще в марте после публикации в газете «Le Monde» открытого письма «Мы переживем». В нем 70 политических, культурных и общественных деятелей, в том числе бывшие премьер-министры Элизабет Борн, Бернар Казнев и Мануэль Вальс, призвали к борьбе против антисемитизма. Смысл призыва был в том, что террористическое нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября 2023 года и ответные действия израильской армии в секторе Газа «открыли ящик Пандоры».
Оттуда, потирая руки, вылез остававшийся под замком старый недобрый антисемитизм коренных французов, соединившись с антисемитизмом нового мусульманского населения Франции иммигрантского и постиммигрантского происхождения. Как назло, впереди выборы в Европейский парламент, и Аврора Берже ввиду партийной дисциплины не могла позволить себе превратить встречу в очередное поле для избирательной кампании. Поэтому на конференцию не позвали ни одного из действующих и активно участвующих в выборах политиков. Ни кандидатов «Непокоренной Франции», которых уже вызывают в суд за поддержку ХАМАСа, ни тем более их противников представителей «Национального объединения» Марин Ле Пен, которые со своими ожидающимися на выборах 32% стали фаворитами французов.
На конференции нет ни одного действительно влиятельного персонажа национальной политики. Вместо них приглашены религиозные деятели: архиепископ Ренна монсеньор д’Орнеллас, отвечающий у католиков за связи христианской и иудейской церквей, президент Центральной консистории израэлитов Франции Эли Корчиа, президент Протестантской федерации Франции Кристиан Крейже, настоятель Большой мечети Парижа Шемс-Эддин Хафиз и главный раввин Франции Хаим Корсиа. Что же касается политиков, министр Берже предполагает продолжить конференцию с депутатами Национальной ассамблеи и членами Сената, но уже в начале лета, после выборов в Европарламент.
Впрочем, Марин Ле Пен безо всякого приглашения уже поучаствовала в обсуждении, пусть и удаленно. 6 мая в прямом эфире весьма популярной передачи BFM «Лицом к лицу» она заявила, что лучшим щитом против антисемитизма для французов, исповедующих иудаизм остается ее партия. В это нелегко поверить тем, кто помнит антисемитские высказывания отца – основателя партии Жан-Мари Ле Пена, но на то у госпожи Ле Пен есть ответ: дочь за отца не отвечает.
Собравшиеся на конференцию, а в их числе и представители еврейских организаций, и леваки из «SOS Racisme», обсудили, а точнее, осудили антисемитские тенденции, все очевиднее проявляющиеся во Франции, как уже делали не раз. Проблема в том, что, по данным Министерства внутренних дел, число антисемитских инцидентов во Франции выросло в 2023 году почти в четыре раза — до 1676 с 436 в 2022-м.
Согласно опросу «Ifop», опубликованному 4 мая в газете «Le Parisien», 94% французских евреев уверены, что последние десять лет в стране антисемитизм растет. При этом многие молодые французы (35% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет) считают «оправданным» дискриминацию «французских евреев из-за их реальной или предполагаемой поддержки израильского правительства» в конфликте с палестинцами. Студенчество и учащиеся, придерживающиеся пропалестинских убеждений, пытаются сейчас блокировать университеты и колледжи в поддержку «борьбы ХАМАСа за свободу». Столкновения с полицией происходили, в частности, у ворот и в аудиториях такого авторитетного института политологии и международных отношений, как «Science Po» в Париже и Лионе.
Голоса участников конференции едва ли будут услышаны и молодыми университетскими леваками, оборачивающими свои действия в идеологическую упаковку, и необразованными иммигрантами, действующими в силу традиционной неприязни к иноверцам. Никому из них нельзя заткнуть рот, но можно остановить прямые оскорбления, провокации и нападения. Таких случаев сравнительно немного — всего 85 за прошлый год, но этого достаточно, чтобы 86% французских евреев (по тем же данным «Ifop») не чувствовали себя в безопасности.