Новости

Французские евреи опасаются успехов ультралевых на выборах на фоне растущего антисемитизма

8 июля, 15:00 Франция
Поделиться

Неожиданным результатом второго тура выборов во французский парламент стало то, что избиратели отвергли ультраправую партию с антисемитскими корнями, но проголосовали за левый альянс, который сам столкнулся с обвинениями в антисемитизме, пишет JTA. Тем временем самый известный ультралевый политик страны в своей победной речи поклялся добиваться признания палестинского государства.

Ни одна партия не получила большинства во втором туре парламентских выборов во Франции 7 июля, на которых было разыграно 501 место в Национальном собрании. По данным «Le Monde», левый альянс «Новый народный фронт» получил 182 места, а центристы Эмманюэля Макрона – 168 мест. «У нас будет премьер-министр от Нового народного фронта», — написал вечером 7 июля в своем аккаунте в «X» лидер французских ультралевых Жан-Люк Меланшон. «Многие вещи мы сможем решать указом. На международном уровне мы признаем Государство Палестина». Ультраправое «Национальное объединение», возглавляемое Марин Ле Пен, получило 143 места, что является разочаровывающим результатом для партии после того, как неделю назад она лидировала в первом туре голосования и, похоже, находилась на пути к получению абсолютного большинства. Вместо этого центристские и левые кандидаты работали вместе, чтобы победить «Национальное объединение», заставив своих кандидатов отказаться от участия в выборах в округах, где у другой партии было больше шансов на победу. Результатом стала неудача для партии Ле Пен и облегчение для многих евреев, которые считают ее токсичной.

Среди основателей партии — отец Ле Пен Жан-Мари Ле Пен, который неоднократно был осужден за разжигание ненависти и отрицание Холокоста, и Пьер Буске, служивший в Ваффен-СС нацистской партии. Кандидатов от партии на этих выборах также обвиняли в антисемитизме. Но 7 июля ознаменовалось триумфом Меланшона, лидера ультралевой партии «Непокоренная Франция», которого обвинили в повторении антисемитских стереотипов и игнорировании угрозы антисемитизма. Несмотря на то, что французское правительство сообщило о росте нападений на евреев, включая более 360 инцидентов за первые три месяца 2024 года, что на 300% больше, чем в 2023 году, Меланшон назвал антисемитизм во Франции «остаточным».

Голосование и его результаты поставили многих французских евреев в неудобное положение. Политолог Жан-Ив Камю перед голосованием заявил, что чувствует себя «пойманным в ловушку» ультралевых, особенно после того, как более умеренные социалисты вошли в коалицию с партией Меланшона. (Лидер правоцентристской партии Франции также произвел фурор, поддержав «Национальное объединение».) «Мы очень рассержены и разочарованы», — заметил Камю. «Как евреи, мы чувствуем себя преданными и думаем, что было бы намного лучше, если бы Социалистическая партия не вступила в подобный союз с ультралевыми».

Многие французские евреи говорят, что риторика ультралевых открыла дверь антисемитизму. Согласно опросу Американского еврейского комитета (AJC) в Европе, 92% французских евреев считают, что «Непокоренная Франция» «способствовала» усилению антисемитизма. Теперь, похоже, будущее Франции находится в тупике. После предвыборной гонки премьер-министр – центрист Габриэль Атталь, еврей по происхождению, заявил, что планирует уйти в отставку. Еврейская община страны, насчитывающая 500000 человек, находится в состоянии стресса с 7 октября прошлого года, когда тысячи террористов из сектора Газа вторглись на юг Израиля, убив около 1200 человек и взяв 251 заложника. Это нападение спровоцировало продолжающуюся войну между Израилем и террористической группировкой ХАМАС, вызвав негативную антиизраильскую реакцию и всплеск антисемитских инцидентов во всем мире. Во Франции с 7 октября также наблюдается всплеск антисемитизма.

В ходе недавнего инцидента, потрясшего страну, двум мальчикам – подросткам были предъявлены обвинения в изнасиловании 12-летней девочки – еврейки и оскорблении ее антисемитскими эпитетами. «Многие евреи очень шокированы событиями, произошедшими после октября, но не все шокированы одним и тем же», — заявила JTA социолог Мартина Коэн. «Есть люди, которые шокированы продолжающейся войной в Газе, а не только травмой октябрьских убийств». Шок для некоторых французских евреев наступил сразу после событий 7 октября, когда несколько ультралевых политиков отказались открыто осудить нападение ХАМАСа на Израиль. Тем временем Ле Пен стремилась очистить имидж своей партии, отказываясь от антисемитизма, осуждая нападение ХАМАСа и пропагандируя произраильскую позицию. Сейчас партия подчеркивает антииммиграционную и евроскептическую позицию.

Головная организация французских евреев CRIF призвала общину отвергнуть как ультраправых, так и ультралевых. Но накануне 7 июля, столкнувшись с подъемом партии «Непокоренная Франция», некоторые видные евреи призвали общину голосовать за партию Ле Пен. Одним из ярких проявлений поддержки «Национального объединения» стало выступление Сержа Кларсфельда, пережившего Холокост, известного тем, что выслеживал нацистских преступников и добивался их судебного преследования. ««Национальное объединение» поддерживает евреев, поддерживает государство Израиль», — заявил 88-летний Кларсфельд в телеинтервью в прошлом месяце. «Когда есть антиеврейская партия и проеврейская партия, я буду голосовать за проеврейскую партию».

Известный французский философ Ален Финкелькраут также заявил в журнале «Le Point», что он «подумает о кошмаре необходимости голосовать за «Национальное объединение», чтобы блокировать антисемитизм». Тем временем 1 июля группа лидеров французской еврейской общины встретилась с Ле Пен. Однако во время выборов вновь всплыли элементы антисемитской истории «Национального объединения». Кандидат от «Национального объединения» в Нормандии Людивин Дауди была вынуждена отказаться от участия во втором туре голосования, когда всплыла ее фотография в нацистской фуражке, украшенной свастикой, — после того, как она набрала почти 20% голосов в первом туре. Другие кандидаты распространяли антисемитские и расистские посты в социальных сетях.

Видные французские евреи 7 июля выразили сожаление по поводу электорального успеха «Непокоренной Франции», пишет журналист «The Times of Israel» Канаан Лидор. Раввин Синагоги де ла Виктория Моше Себбаг заявил «The Times of Israel», что, похоже, что у Франции нет будущего для евреев, и рассказал, что советует молодым французским евреям уезжать в Израиль. «Но люди моего возраста, которым 50, 60 лет, мы построили здесь свою жизнь и боимся за будущее наших детей», — заметил он. «Печально известный Меланшон снова захватил власть над левыми. Язык, вызывающий раскол. На устах у него ненависть к республике. Вокруг него сейчас несколько воплощений нового антисемитизма. Леденящий душу момент. Продолжайте бороться с этими людьми», — написал в своем аккаунте в «X» философ – еврей Бернар-Анри Леви. «Победа Меланшона — это ужасный сигнал безнаказанности, посланный антиеврейским исламо-фашистам», — написал в своем аккаунте в «X» журналист – еврей Йоханн Тайеб.

Жан-Люк Меланшон, лидер LFI, в своей речи в 2017 году назвал французских евреев «высокомерным меньшинством, которое читает лекции остальным». В более ранней речи он прославлял антиизраильских протестующих через несколько дней после того, как некоторые из них штурмовали синагогу, осуждая в этой речи только французских евреев, которые демонстрировали солидарность с Израилем. Ультралевые под руководством Меланшона выставили себя сторонниками палестинского дела: одна из самых видных фигур партии, Рима Хасан, юрист палестинского происхождения, назвала нападение ХАМАСа 7 октября «законным действием». Хасан, которой не было в бюллетенях для голосования, стояла рядом с Меланшоном во время его заключительной речи перед первым туром. На ней была куфия, что многие наблюдатели интерпретировали как сигнал избирателям – мусульманам о том, что партия Меланшона является их политическим домом.

Трудно установить, как евреи голосовали на национальном уровне, поскольку Франция запрещает сбор данных о религии и этнической принадлежности своих граждан. Но некоторые районы с большими еврейскими общинами продемонстрировали дилемму, с которой евреи столкнулись на этих выборах. Например, парижский пригород Сарсель отдал 27% своих голосов «Национальному объединению» в первом туре выборов — меньше, чем доля голосов партии по всей стране, но почти вдвое превышает ее поддержку в округе два года назад. Однако во втором туре победу одержал ультралевый кандидат, набравший более 60% голосов.

Согласно статье в журнале «La Vie», кандидат, отец которого сам является евреем, решил провести предвыборную кампанию в Сарселе, хотя его предшественник – центрист считал, что район будет поддерживать правых. В синагоге его оскорбил избиратель – еврей: «Вы связаны со злом. Я голосовал за вас два года назад, но теперь не смогу», — говорится статье. «Что, если вы находитесь в округе, где нет умеренного кандидата, и у вас есть выбор между партией Меланшона и «Национальным объединением»?» – заметил Камю перед голосованием. «Что вы сделаете? Вы останетесь дома? Просто скажете: «Это не мое дело?»».

Результаты выборов необязательно повлияют на президентство Макрона, хотя чрезвычайно фрагментированный парламент ослабит роль Франции в Европейском Союзе и других странах за рубежом и затруднит кому-либо продвижение внутренней повестки дня. «Новый народный фронт» (NFP), который хочет ограничить цены на товары первой необходимости, такие как топливо и продукты питания, поднять минимальную заработную плату до 1600 евро (1732 доллара) в месяц, повысить заработную плату работникам государственного сектора и немедленно ввести налог на богатство, сразу же заявил, что хочет управлять страной. Конституция не обязывает Макрона просить левых сформировать правительство, хотя это было бы обычным шагом, поскольку теперь это самая большая фракция в парламенте.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции