Фильм «Татами», вдохновленный бойкотом израильских спортсменов иранскими, вошел в историю кино
Фильм, заявленный как первая совместная работа израильских и иранских кинематографистов, дебютировал на Венецианском международном кинофестивале после секретного производственного процесса, который включал поездку иранского сорежиссера в Израиль, пишет журналист JTA Джейкоб Гервис.
«Татами», получивший 2 сентября овации на престижном киноконкурсе, рассказывает историю иранской чемпионки по дзюдо, которой приказано симулировать травму, чтобы избежать встречи с израильской соперницей на чемпионате по дзюдо. История во многом основана на инциденте 2019 года, когда иранскому дзюдоисту Саиду Моллаи было приказано проводить матчи на чемпионате мира по дзюдо так, чтобы избежать встречи с израильтянином Саги Муки, который в конечном итоге выиграет турнир. Международная федерация дзюдо запретила Ирану участвовать во всех международных соревнованиях из-за инцидента. (Позже запрет был сокращен до четырех лет.)
Режиссером фильма выступили израильтянин Гай Наттив, обладатель «Оскара», который также снимал «Голду», и иранка Зар Амир Эбрахими. «Татами» снимали в Тбилиси, Грузия — стране, которую иранцы могут легко посетить — начиная с весны 2022 года. Проект держался в строгой секретности из-за возможной реакции Ирана на производство. Иран не признает существование Израиля и, как подчеркивает сюжет фильма, запрещает своим спортсменам соревноваться с израильтянами. По данным «The Hollywood Reporter», название и сюжет фильма держались в секрете на протяжении всего публичного кастинга. Впервые о нем было объявлено публично в феврале 2023 года под названием «О дзюдо». (Татами — традиционный японский коврик, используемый в поединках по дзюдо.) «Мы работали под прикрытием. Мы знали, что это опасно», — рассказал Наттив «Reuters».
«Татами» также черпала вдохновение из смерти 22-летней иранки Махсы Амини, которая в прошлом году предположительно была избита полицией в Тегеране из-за иранской политики обязательного ношения хиджаба. Ее смерть вызвала беспрецедентное движение протеста по всему Ирану. «Мы просто почувствовали внезапную необходимость рассказать эту историю», — заявила Амир Эбрахими «The Hollywood Reporter». «Я думаю, что во время создания этого фильма мы все каким-то образом чувствовали себя в этом революционном времени».
Амир Эбрахими, получившая награду за лучшую женскую роль в Каннах в прошлом году, а также снявшаяся в фильме «Татами», сама бежала из Ирана в 2008 году из-за страха попасть в тюрьму из-за скандала с секс-видео. После завершения съемок она тайно поехала в Израиль, чтобы помочь с монтажом. «Это было очень эмоционально для нас обоих», — рассказал Наттив «The Hollywood Reporter». «Зар рассказала мне, что мечтала об этом моменте, потому что в детстве, находясь дома, она смотрела на Израиль как на что-то враждебное, а теперь пьет там кофе со своим израильским другом». Амир Эбрахими сказала, что в Израиле она «чувствовала себя как дома». «Я люблю это. Мы могли бы быть из одной страны, из одной семьи, мы одни и те же», — заявила она «Reuters».