Новости

Фильм-претендент на «Оскар» вызвал культурную войну в Израиле

29 октября 2017, 15:10 Кино
Поделиться

Фильм-претендент от Израиля на премию «Оскар» в номинации фильмов на иностранном языке в этом году получил ряд местных кинопремий и высокие награды на Венецианском кинофестивале.

Но прежде чем он даже стал хитом дома, драма «Фокстрот» Самуэля Маоза, оказалась пойманной в перекрестье прицела бушующей культурной войны.

Жалобы министра культуры Мири Регев на «Фокстрот» являются частью ее продолжающейся битвы с деятелями культуры. С момента вступления в должность в 2015 году Регев начала сокращение государственного финансирования театров и художников, считающихся нелояльными государству и труппам, которые отказываются выступать в поселениях Западного берега.

Сюжет фильма «Фокстрот» разбит на три Части. Его название имеет отношение как к имени армейского контрольно-пропускного пункта, изображенного в фильме, так и к танцу, движение по кругу в котором символизирует циклы травм поколений.

В первой части показана жизнь израильской семьи после того, как родители узнают, что их сын, солдат, был убит в бою. В стране, где военная служба является обязательной для большинства евреев с 18 лет, сцена с объявлением о смерти молодого человека является воплощением худших страхов многих израильских родителей. Вторая часть возвращает нас назад во времени, показывая военную службу молодого человека в израильской армии на отдаленном контрольно-пропускном пункте – скуку, грязь, страдание. Солдатские казармы-караваны постепенно погружаются в грязь, которая становится метафорой для страны в целом. «Мы наклоняемся, – говорит один из солдат катая по полу банку консервированного мяса, чтобы измерить угол наклона казармы. – Если мы наклоняемся, то в конце концов мы перевернемся и потонем. Когда это произойдет, это произойдет внезапно. Я не знаю, будет ли у меня достаточно времени, чтобы сказать: «А я вам говорил», поэтому я говорю вам сейчас». В третьей части показаны родители через год после смерти их сына и исследуется то, как они относятся к горю и утрате.

«Фокстрот» был номинирован как лучший фильм в Венеции, где в сентябре он выиграл премию Большого жюри. Затем он получил награды Ophir Awards, самой престижной премии в Израиле, в восьми категориях, включая «Лучший фильм». Победитель Ophir в это категории считается кандидатом на «Оскар» от страны. С 1964 года 10 израильских фильмов были номинированы на «Оскар» в категории «Лучший зарубежный фильм», но ни один не выиграл.

Вскоре после венецианской награды Регев, бывшая пресс-секретарь армии и военный цензуры, раскритиковала «Фокстрот» в телевизионных интервью, признав, правда, что она не видела его. Она написала в Facebook, что ей «стыдно», что израильская киноакадемия отпраздновала награждение «Фокстрота», фильма, который клевещет на ЦАХАЛ. Позднее она разместила на своей странице в Facebook речь, в которой заявила, что «Фокстрот» стремился «уничтожить самый большое чудо XX века, государство Израиль», и пообещала сократить государственное финансирование фильмов. «Фокстрот» получил 14% своего финансирования от финансируемого правительством израильского кинофонда, а остальную часть – от Франции и Германии.

Фильм исследует ряд проблем израильского общества, от затяжных последствий Холокоста, до израильского мачизма и роли еврейской традиции среди светских израильтян. Но сцена, которая, по-видимому, вызвала возмущение Регев, изображает, как израильские солдаты на контрольно-пропускном пункте случайно убивают беспризорных мирных жителей и затем скрывают этот инцидент самым буквальным образом – с помощью бульдозера.

Маоз ответил на критику Регев в интервью газете «Гаарец», сказав, что эта сцена была аллегоричной и призвана показать, как израильское общество «предпочитает хоронить правду в грязи, которую мы создали, вместо того, чтобы заниматься этим и задавать острые вопросы». «Возможно, что ЦАХАЛ – это моральная армия, – сказал он, повторяя общее мнение, озвученное военными командирами. – Но опыт войны действительно не позволяет вам быть моральными». Сам Маоз служил в израильском танковом подразделении в Ливане в 1980-х годах. Его фильм 2009 года «Ливан», который также получил награды в Венеции в этом году, был в значительной степени автобиографическим, основанным на военном опыте Маоза.

Известный израильский актер Лиор Ашкенази, который снялся в номинированном на «Оскар» в 2011 году фильме «Сноска» и сыграл обеспокоенного главного героя «Фокстрота», ответил Регев: «Если бы министр прочитала Чехова, она поняла бы, что такое метафора», – сказал Ашкенази, имея в виду гордое заявление Регев в 2015, что она никогда не читала русского автора, считающегося символом европейски образованных элит страны. – Если министр прочитает Чехова, возможно, она узнает, что такое аллегория».

Регев с момента вступления в должность имеет сложные отношения с культурной элитой Израиля. Она попыталась сократить финансирование театров, которые ставят спектакли, симпатизирующие палестинцам, и даже пыталась вмешаться в плейлист самой популярной радиостанции в Израиле, заявив, что она хочет удалить популярную на Среднем Востоке музыку, нравящуюся ее электорату, в ​​пользу поп-музыки западного стиля. Критики обвиняют ее в попытке заставить израильских художников соответствовать ее политической идеологии. Маоз сказал, что цель его искусства – «не отражать реальность, а выражать ее, преувеличивать, радикализировать или искажать ее, – и это необходимо для того, чтобы передать послание, вызвать реакцию, открыть дискуссию, создать диалог». Ограниченный показ «Фокстрота» стартует в США 2 марта, за два дня до церемонии вручения наград американской киноакадемии.

Washington Post

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции