Фестиваль еврейского кино открывается актуальными фильмами и усилением мер безопасности
Директор фестиваля еврейского кино в Остине Дэвид Финкель принимал приезжего израильского студента у себя дома, когда 7 октября террористы ХАМАСа проникли в Израиль и убили более 1400 человек, пишет журналист «The Hollywood Reporter» Джеймс Хибберд.
На следующий день студент узнал, что его дедушка был убит, а его бабушка и дядя были похищены. Это лишь одна из многих личных связей людей, связанных с фестивалем, который проводится уже 21 год, с ужасами того дня и продолжающимися боевыми действиями в секторе Газа. Для таких случаев есть клише: «Шоу должно продолжаться». Но что насчет сейчас? И в конечном итоге Финкель и другие организаторы фестиваля решили: особенно сейчас.
«Один из разговоров был такой: уместно ли нам продолжать?» вспоминает Финкель. «И преобладало ощущение, что вы, по сути, не хотите, чтобы террористы победили. Вы хотите продолжать жить своей жизнью — и именно так поступают израильтяне. Кроме того, я думаю, что это невероятная возможность, потому что у нас есть много фильмов, демонстрирующих различные аспекты жизни в Израиле. Есть возможность — особенно для людей, не принадлежащих к еврейской общине, которые хотят общаться, — прийти посмотреть фильм и узнать что-то, о чем иначе они, возможно, не знали бы».
Будут некоторые изменения, такие как усиление мер безопасности (хотя Финкель, по понятным причинам, не желает обсуждать, что конкретно фестиваль делает в этом направлении).
Антидиффамационная лига сообщила на прошлой неделе о росте антисемитских инцидентов на 388% по сравнению с тем же периодом год назад, и это только в США. Из западных стран по всему миру поступали сообщения об увеличении притеснений и насилия в отношении евреев. «Безопасность определенно у всех на уме», — говорит Финкель. Хотя безопасность повышена, AJFF всегда требует хотя бы некоторой степени дополнительной защиты, что необычно для это кинофестиваль. «Даже в спокойные времена нам нужна охрана на любом месте, где мы показываем фильм», — говорит Финкель. «Я очень тесно сотрудничаю с нашим местным фестивалем квир-кино («aGLIFF»), фестивалем латиноамериканского кино («Cine Las Americas»), фестивалем индийского кино («Indie Meme»), фестивалем азиатско-американского кино (AAAFF) и одной из тех вещей, которые объединяют все наши сообщества, является то, что все они стали объектами ненависти. Тем не менее, я знаю, что мы единственные, кому нужна постоянная охрана на всех мероприятиях, которые мы проводим, а это для нас значительная статья бюджета».
На вопрос, разочарована ли она лично, возможно, прохладной реакцией Голливуда на нападение 7 октября, в результате которого некоторые знаменитости выразили поддержку Израилю, в то время как другие призвали к прекращению огня, которое, по мнению представителей администрации Байдена и других экспертов по Ближнему Востоку, пойдет только на пользу ХАМАСу, Финкель отвечает: «Да, прискорбно видеть, что больше нет людей, которые вышли бы и ясно сказали, что это ужасная катастрофа для народа Израиля. И не выразили бы поддержку мирным жителям, даже младенцам, бабушкам и дедушкам, которых убивают». «Когда в разных частях мира происходят стихийные бедствия, вы видите, как знаменитости и другие люди ставят флаги в своих профилях в социальных сетях. Это не значит, что они обязательно согласны со всей политикой, которая существует в этой стране — они демонстрируют поддержку народа. Однако вы не видите такой же реакции на то, что произошло 7 октября. Можно быть антихамасовски настроенным, признавать его террористической организацией, но это не значит, что вы против палестинцев. Жаль, что в данном случае еще больше людей этого не сделали».
Финкель провела сравнение с массовыми соболезнованиями после кончины звезды сериала «Друзья» Мэттью Перри на этой неделе. «Это несвоевременно, это печально для его семьи, его коллег и общественности», — говорит она. «Но я подумала: «Б-же, почему это так широко освещается в цепочке новостей по сравнению с тем, что происходит в остальном мире?»»
Чтобы внести ясность, фестиваль не является политическим мероприятием. Выбранные фильмы отражают разнообразие точек зрения, и организаторы отказываются от любого названия, которое можно было бы расценить как откровенную пропаганду. Однако некоторые фильмы в этом году приобрели дополнительную значимость в свете недавних событий: — «Повесть о четырех меньшинствах» — документальный фильм режиссера Дэвида Дери, показывающий жизнь четырех семей в Израиле — светской гей-семьи в Тель-Авиве, еврейской ультраортодоксальной семьи в Бейт-Шемеше, мусульманской семьи в Тайбе и еврейской религиозной семьи на Западном Берегу. «Его фильм был об этом и о том, как эти разные сегменты видят друг друга и смогут ли они объединиться», — говорит Финкель. — «Ресторан без имени» режиссеров Стефана Саразина и Питера Келлера — это дорожная комедия об ультраортодоксальном бруклинском еврее, оказавшемся в Синайской пустыне, чья единственная надежда на выживание — сварливый бедуин. — «Мальчик» — это короткометражка, по словам Финкель, «повествующая об отце и сыне из сектора Газа, которые страдают от посттравматического стресса, связанного с жизнью под постоянной угрозой этих красных тревог и ракет, летящих над головой».
Короткометражный фильм снял отмеченный наградами молодой режиссер Яхав Виннер. «Он и его жена только что вернулись с фестиваля, на котором она представляла фильм, когда 7 октября произошло нападение. Он задержал нападавшего, чтобы его жена и ребенок могли уйти, и, к сожалению, был убит», — говорит Финкель. «Жизнь и искусство трагически сталкиваются». Фестиваль бесплатно разместил «Мальчика» в Интернете. Однако самым большим ожидаемым фильмом фестиваля является гораздо более легкий проект: «Вспоминая Джина Уайлдера», взгляд режиссера Рона Фрэнка на жизнь и творчество любимого актера.
Фестиваль пройдет со 2 по 12 ноября. Посетители фестиваля могут увидеть пустой стул с фотографиями похищенной бабушки и дяди студента, который жил у Финкель. «Это напоминание обо всех людях, которые все еще находятся в плену и должны вернуться домой».