Еврейский музей и центр толерантности представил обновленную стратегию выставочной деятельности и внешних коммуникаций
1 сентября Еврейский музей и центр толерантности провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги девятилетней работы и представил обновленную стратегию выставочной деятельности и внешних коммуникаций, сообщила пресс-служба музея.
В пресс-конференции приняли участие исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская, главный куратор музея Лия Чечик, и директор Центра толерантности Анна Макарчук.
На пресс-конференции было сообщено, что за девять лет работы Еврейский музей и центр толерантности провел 64 выставки. В групповых и персональных проектах приняли участие более 30 художников мирового уровня (среди которых — Герхард Рихтер, Аниш Капур, Марина Абрамович, Виктор Пивоваров, Ансельм Кифер, Маурицио Каттелан и другие); также были показаны произведения более 70 классиков эпохи авангарда. С 2012 года гостями музея стали порядка 2,6 млн человек. Наиболее востребованными у посетителей остаются постоянная экспозиция, образовательные программы, а также выставки – блокбастеры, темой которых в большинстве случаев становится русский авангард или мировое современное искусство. Аудитория крупнейших выставок составила больше 600 тысяч человек; еще около 17 тысяч человек ежегодно выступают слушателями публичных программ музея.
Еврейский музей является рекордсменом в России по скорости формирования фонда целевого капитала. Общий объем эндаумент-фонда музея в настоящий момент составляет порядка $12 млн; его средняя доходность исчисляется 15% годовых в рублевом эквиваленте. Управление эндаумент-фондом позволяет полностью финансировать выставочную и просветительскую работу музея. Свой десятый, юбилейный, год работы музей намерен посвятить консолидации ресурсов вокруг трех ключевых направлений выставок, смене вектора позиционирования Центра толерантности (как отдельного подразделения внутри музея) и выходу на сотрудничество с международными культурными институциями.
Основой для выставочных планов музея на 2022 год и далее станут четкие границы экспертизы, внутри которых музей способен предложить посетителю качественный опыт взаимодействия как с искусством, так и с социальной реальностью. Внутри этих границ музей выделил для себя три приоритетных направления выставочной работы: — иудаизм, еврейская культура и история; — авангард и модернизм; — мировое современное искусство с еврейскими корнями. Еврейский музей намерен сконцентрироваться на главных именах зарубежного современного искусства — международный контекст станет основой выставочной программы. В 2022 году музей проведет выставку, посвященную творчеству всемирно известных дизайнеров – выпускников Академии Бецалель. Специально для нее работы подготовят Рон Арад, Арик Леви, Рон Гилад, творческий тандем Роу и Эджес и другие.
«Международное сотрудничество и выход на мировую художественную арену — приоритетное направление в стратегии развития музея. И для меня — это главная задача, — уточнила Кристина Краснянская. — Музей ждет комплекс мероприятий, который включает в себя совместную деятельность с различными западными институциями, такими как музеи и частные арт-фонды. Одной из приоритетных площадок для выхода на международное поле мы видим Венецианскую биеннале, на которой музей впервые представит собственный специальный проект».
Летом 2022 года в музее состоится ретроспектива авангардиста Ивана Клюна, дополненная работами Казимира Малевича и Ивана Кудряшова. Завершит год выставка произведений Рембрандта, которая покажет место еврейской традиции и культуры в жизни великого художника «золотого века» голландской живописи. Работы для проекта предоставят Государственный Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Музей Стеделийк в Амстердаме и другие музеи и частные коллекции. «Первоочередная задача музея — познакомить посетителей с художниками, которые формируют мировую арт-повестку, создают новые области для изучения и дискуссии и проектируют актуальную историю искусства прямо сейчас», — подчеркнула исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности. «Музей имеет возможность полностью менять пространство временных экспозиций, чтобы проводить выставки признанного и молодого искусства, каждый раз поднимая в кураторской концепции те темы, которые считает важным исследовать, проанализировать и обсудить с аудиторией».
Важной для музея является тема «еврейских» выставок: помимо ежегодных проектов, приуроченных ко Дню памяти жертв Холокоста, музей уделит внимания экспозициям, посвященным другим аспектам истории евреев в России в XX веке, а также предложит приглашенным кураторам исследовать наиболее важные темы иудейской религии. Так, в 2022 году в музее будет представлена инсталляция Ирины Кориной, посвященная традициям праздника Суккот, а также международный фотопроект «Lonka Project», который покажет портреты людей, прошедших через Шоа.
«Наша постоянная экспозиция сосредоточена не только на воспроизведении исторического контекста и линейном повествовании через артефакты; мы создаем выставочное пространство, раскрывающее понимание иудаизма и еврейской философии, — заявил по этому поводу генеральный директор Еврейского музея Александр Борода. — Наша задача — познакомить посетителя с еврейской культурой не поверхностно, не на уровне ознакомления, но на уровне понимания мировоззрения еврейского народа. Это серьезная и сложная задача для всех работников музея, и в каждой новой экспозиции мы ищем технические и коммуникативные подходы, чтобы, несмотря на сложность тематики, сделать ее по-настоящему интересной, эмоционально захватывающей и в то же время доступной для восприятия людей с совершенно разным культурным багажом».
По словам Александра Бороды, музей постоянно находится в поиске нового языка для диалога с посетителем как на тему традиций, так и в контексте Шоа и Второй мировой войны. «Выставки об истории Великой Отечественной войны, об истории Холокоста — это всегда колоссальная ответственность. Ведь мы стремимся заинтересовать людей тяжелейшими страницами истории, и в данном случае предельно важно выдержать достойный темы тон повествования. Посещение выставки о трагических событиях — это серьезный шаг для самого посетителя. Это не развлечение, но определённый осознанный поступок. Мы ценим и уважаем каждого, кто приходит и вместе с нами участвует в процессе узнавания истории — и, таким образом, её сохранения. Поэтому наш главный принцип — построить выставку на диалоге с посетителем, не отпускать его к документам и статистике, но через разные выставочные средства вызвать его на важную и личную беседу об истории», — подчеркивает он. Генеральный директор музея также подтвердил планы открытия для посетителей нового пространства.
В настоящее время в восточном крыле Бахметьевского гаража проходит реконструкция, в результате которой в музее появятся новые выставочные площади с климатическим оборудованием, лекторий, Детский центр, а также полноценное отделение библиотеки Шнеерсона. Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян. Задача концепции — предложить новый функциональный объем пространства, не вмешиваясь в конструкцию памятника архитектуры. Ее сложная геометрия отсылает к графическим экспериментам Лисицкого и Малевича: объемы составлены из плоскостей — параллельных, перпендикулярных, наклонных, вращающихся. «Обновленное выставочное пространство откроется в феврале 2022 года — рассказала Лия Чечик. — Первой выставкой, которая пройдет в его стенах, станет выставка «Каббала. Тайны мироздания».
Мы хотим разбить стереотипы, связанные с этим учением и рассказать его многовековую историю. Выставка соединит в себе все, над чем музей работал на протяжении десяти лет: современное искусство, искусство модернизма и еврейские традиции. Будут представлены работы Ансельма Кифера, Барнетта Ньюмана, Михаила Гробмана, Сигалит Ландау, Рона Китая из частных коллекций и фондов».
Лия Чечик также подробно рассказала о выставке произведений Рембрандта, упомянутой К.Краснянской. «Этот проект мы делаем совместно с Еврейским историческим музеем в Амстердаме, куратором выступает один из самых крупных специалистов по творчеству Рембрандта — Гарри Шварц. На выставке будут представлены работы из собраний Государственного Эрмитажа, Национальной галереи в Лондоне, Музея «Стеделийк» в Амстердаме, Национального музея в Кракове, Музея Израиля и многих других музеев и частных коллекций. Для создания проекта был собран Попечительский совет, возглавляемый Михаилом Борисовичем Пиотровским, а также Ученый совет, собравший мировых специалистов по творчеству Рембрандта», – отметила она.
Что касается Центра толерантности, то фокус его развития будет совмещать узкие программы для образовательных учреждений и взаимодействие с широкой аудиторией. Основная задача центра — научить без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни других людей, сообществ, национальностей или религий. Программы Центра будут формироваться на основе уникального научного и культурного опыта, который эксперты Центра получают в приоритетных для себя дисциплинах. На сегодняшний день к ним относятся: — школьная травля и кибербуллинг; — инклюзия: проблемы этики и доступности; — современный облик семьи и отношения детей и родителей; — межкультурные и межнациональные различия и способы диалога; — межличностное насилие, нерегулируемое законодательством; — экология, устойчивое развитие и другие.
По словам директора Центра толерантности Анны Макарчук, наиболее важный проект, который раскроет доступность Центра для широкой аудитории, посетители смогут увидеть уже в ноябре 2021 года. «Мы представим «Несомной» — документальный веб-проект, который стал исследованием повседневной, рутинной природы насилия. Работая над ним, мы нашли 12 героев и записали на видео 12 историй; они стали частью интерактивного фильма, который можно будет увидеть как онлайн, так и в музее. Мы также предложим посетителям рассказать собственные истории об опыте насилия — в роли агрессора, жертвы или свидетеля», — подчеркнула Анна Макарчук.
Кристина Краснянская, в свою очередь, отметила, что точная формулировка миссии и сегментация целевой аудитории программ Центра толерантности необходима для того, чтобы обозначить новый вектор его программ. «Центр толерантности как просветительская институция не имеет аналогов в России. Однако для развития нам необходимо работать с международными организациями, вместе с которыми мы сможем построить как уникальные публичные программы на темы, связанные с толерантностью, так и выставочную деятельность», — заявила она.