Еврей – участник «Дня «Д»» в Нормандии, похороненный в братской могиле с нацистами, получит надлежащие похороны 80 лет спустя
В детстве отец Саманты Баскинд иногда упоминал своего «дядюшку Нейта», который штурмовал пляжи Нормандии в «День «Д»», пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Баскинд вспоминает, что он называл Нейта, часто как раз накануне Дня поминовения, «великим американским евреем – героем войны». «Он всегда использовал одну и ту же фразу», – подчеркнула она. Есть семейная фотография, на которой Нейт лет двадцати пяти, незадолго до отправки на войну, держит на руках отца Баскинд в детстве. Но семья ничего не знала о его судьбе, кроме того, что армия США объявила его пропавшим без вести. Все изменилось в прошлом году, когда на почту некоммерческой организации «Операция Бенджамин», которая отслеживает могилы американских военнослужащих – евреев, которые были по ошибке похоронены под крестами, поступило письмо. Информатор недавно посетил место захоронения нацистских офицеров, где имена погибших были выгравированы на мемориальной доске. Там, на мемориальной доске, было необычное и похожее на еврейское имя: Натан Баскинд. Так началось годичное расследование.
«Операция Бенджамин» установила, что Баскинд, первый лейтенант армии США, был ранен в тылу врага и умер в плену в немецком лагере для военнопленных и был похоронен в нацистской братской могиле, где — несмотря на то, что немецкая комиссия по военным мемориалам опознала его — в течение восьми десятилетий он оставался неопознанным как американский еврей. С помощью внучатой племянницы Натана Саманты, которая стала ответственным лицом семьи, организация раскопала могилу, идентифицировала останки Нейта и работала с властями Германии, Франции и Америки над организацией еврейского перезахоронения, которое состоится в Нормандии 23 июня, в 80-летие со дня его смерти. Это произойдет всего через несколько недель после церемоний на этой неделе, посвященных 80-летию «Дня «Д»», на которых присутствуют живые ветераны Второй мировой войны, а также президент США Джо Байден.
«Иногда это казалось ошеломляющим», — рассказала JTA Баскинд, историк искусства из Кливлендского государственного университета, которая также преподает тему Холокоста, о том, как она провела последний год своей жизни, погрузившись в историю своего двоюродного дедушки. — «Но это также честь». Дело Баскинда было более напряженным, чем типичное дело «Операции Бенджамин». Привлекая специалистов по генеалогии и археологов, группа на данный момент идентифицировала около 20 американских солдат – евреев, которых американские военные по ошибке похоронили под крестами, и организовала для них еврейские захоронения. (Как и другие еврейские похоронные организации, «Операция Бенджамин» требует хоронить умерших в соответствии с еврейским законом, в частности, с сохранением как можно большего количества неповрежденных частей тела.) Но организация никогда раньше не находила американского еврея, похороненного вместе с теми самыми нацистами, с которыми он боролся.
Однако произошло обратное: в 2013 году ученые установили, что глава нацистского гестапо Генрих Мюллер был похоронен в еврейской братской могиле. «Вы можете очень хорошо понять, насколько значимо для нас иметь возможность вернуть солдата, похороненного так долго среди нацистов, в лоно его наследственной веры и его страны», — рассказал JTA президент и соучредитель «Операции Бенджамин» раввин Якоб Шактер, (Другим основателем группы был застройщик Шелдон Ламм.) Шактер впервые увидел могилу Баскинда во время поездки в Нормандию в 2023 году, чтобы присутствовать на церемонии перезахоронения другого солдата – еврея. Посетив немецкое кладбище, он, по его воспоминаниям, позволил себе немного театральности. «Я встал на небольшой каменный забор вокруг братской могилы и сказал ему: «Натан, мы идем за тобой. Мы хотим забрать тебя отсюда. Мы хотим вернуть тебя в твой дом», — заметил Шактер.
Когда они впервые связались с Самантой Баскинд, она работала над своей последней книгой: биографией американского художника – еврея 19 века Мозеса Езекиеля, который сражался на стороне Конфедерации. Запланированная выставка работ Езекиеля, куратором которой выступила Баскинд, была отменена Принстонским университетом в 2022 году из-за негативной реакции на его симпатии к Конфедерации. Вскоре похороны дяди Нейта стали для Баскинд еще одной постоянной работой. Она провела обширное исследование своего семейного происхождения и прошла тестирование ДНК, чтобы подтвердить положительное совпадение. Тем временем «Операция Бенджамин» работала с Народным союзом, немецкой комиссией по военным мемориалам, которая присматривает за могилами офицеров, включая нацистов, с целью раскопать братскую могилу в поисках останков Нейта. (Шактер заявил, что ему комфортно работать с комиссией, отметив, что ее директор «несет свою немецкую историческую идентичность с огромной добротой и чувствительностью».)
Среди останков удалось идентифицировать две кости Баскинда. Весь процесс, включая переговоры с правительствами Германии, Франции и Америки, занял больше года. Незадолго до Дня поминовения в этом году Саманта воспользовалась «Zoom», чтобы спланировать перезахоронение Нейта, и была удивлена, когда представитель Пентагона, отправленный к ней домой, вручил ей медали Нейта, в том числе «Пурпурное сердце». Как и в ее предыдущих разговорах с отцом в День памяти, это было подтверждением того, что Нейт был героем войны. По ее словам, параллели с ее научной работой вызвали у нее эмоции. «Я провожу исследование одновременно обоих этих мужчин, которые воевали, но по совершенно разным причинам», — сказала она.
По ее словам, часть ее исследования Езекиеля «раскрыла слухи о евреях и вооруженных силах», которых придерживалось общество в тот период, включая Марка Твена (который позже отказался от этого стереотипа и при жизни стал ярым защитником евреев). «Было много антисемитских разговоров о том, как евреи уклонялись от своих патриотических обязанностей перед странами, в которых они жили, потому что они были лояльны только своему народу», — рассказала она. Десятилетия спустя евреи, сражавшиеся в обеих мировых войнах, включая Нейта, опровергли эти стереотипы, в большом количестве вступая в армию. Одна влиятельная фигура в Пентагоне размышляла над тем, какое значение история Нейта имеет для евреев – военных., еврей – начальник штаба министра армии США Джейкоб Фридман, прочитал о проекте еврейских похорон Баскинда. Фридман понял, что у него тоже есть дальнее родство с этой семьей: его бабушка приходилась Нейту Баскинду троюродной сестрой. Сейчас Фридман работает над тем, чтобы на церемонии Баскинда присутствовал представитель армии, а также представители Саманты и «Операции Бенджамин», которые также планируют присутствовать.
«Для меня очень важно осознать эту связь», — заявил JTA Фридман, который был руководителем аппарата бывшего госсекретаря Мадлен Олбрайт. «Я думаю, что это отличное напоминание, особенно в этот очень трудный момент для евреев, о том, что американские евреи действительно являются частью структуры страны. Мы сражались и умирали за страну, и сегодня мы служим на всех уровнях и в самых разных качествах». Отец Саманты умер более десяти лет назад. Но, узнав о судьбе Нейта, она начала демонстрировать свою старую фотографию, на которой он снят с дядей в своем офисе. Когда военные спросили ее, где бы она хотела похоронить Нейта, она подумала о семейном участке в Сквиррел-Хилл, еврейском квартале Питтсбурга. Но в конечном итоге она заявила: «Я хотела, чтобы он был в Нормандии» — на американском кладбище солдат, погибших в бою во время вторжения, месте, которое она описывает как «просто крест за крестом». «Он будет на американском кладбище с магендовидом, среди всех этих крестов», — рассказала она. «Его похоронят рядом с другим погибшим солдатом – евреем. Он будет рядом с магендовидом».