Новости

«Евреи были частью нашей идентичности»: марокканские студенты Хайфского университета исследуют общую память

23 января 2023, 13:00 Марокко
Поделиться

Атман Эррашид оказался в окружении ликующей толпы, наблюдая, как его родная страна Марокко играет с Испанией на чемпионате мира, пишет журналистка «Israel Hayom» Ноа Амуйял. Такое зрелище было бы обычным дома, но Эррашид был рад видеть такой энтузиазм со стороны публики, которая вряд ли была бы так взволнована их победой – израильтян.

Эррашид в настоящее время находится в Израиле и получает степень магистра еврейских исследований в Хайфском университете, кампусе, в котором проживает разнообразный студенческий контингент. Там единое общество — это не теория и не иллюзорная мечта, на которую можно надеяться, а реальность. Эррашид опирается на этот уникальный аспект кампуса и стал своего рода сторонником сосуществования. Всегда готовый устраивать шабатние обеды в общежитиях своего кампуса, где приветствуются представители всех религий, Эррашид, приехавший в Израиль, очарован Израилем, еврейской жизнью и культурой. Но самое главное, он мечтает о том дне, когда евреи и мусульмане смогут вести открытый и честный разговор друг с другом, не позволяя политическому конфликту мешать этому.

«Мы рады принимать студентов из Марокко в Хайфском университете», — заявила генеральный директор Американского общества Хайфского университета (ASUH) Наоми Рейнхарц. «Университет является маяком разнообразия, где еврейские студенты, арабские студенты и студенты из многих других стран учатся бок о бок. Включение коллег из стран Соглашения Авраама еще больше расширяет наше представление о едином обществе не только для Израиля, но и для всего мира».

Это еще одна причина, по которой Эррашид, окруженный толпой, болеющей за его родную страну, почувствовал, что подобная мечта может быть не такой уж надуманной. «Те, кто смотрел игры со мной, были из всех слоев общества — арабы, евреи, христиане», — восхищался он. «Я горжусь тем, что я из Марокко — это действительно одно из немногих мест, где евреи и мусульмане вместе гордятся своим успехом». «Я навсегда запомню ту ночь», — сказал он, вспоминая, как он сидел на травяном холме кампуса, и студенты всех слоев общества приходили, чтобы сфотографировать его – сияющего и держащего марокканский флаг.

Широкая поддержка Марокко в Израиле не ограничивается миром спорта. Учитывая значительное мусульманское меньшинство Израиля и общину евреев марокканского происхождения, многие израильтяне питали слабость к африканской стране задолго до того, как нормализация отношений стала официальной. В отличие от других соглашений Авраама, совместная декларация, подписанная Израилем и Марокко в декабре 2020 г., представляет собой восстановление связей, а не первое соглашение о нормализации.

Фактически, обилие марокканских евреев в Израиле является одной из причин, по которой Эррашид хотел учиться здесь. «Меня интересует наша история — наша общая история между мусульманами и евреями — и многое из этого может быть объяснено поколениями марокканских евреев, которые сейчас находятся здесь. У всех нас есть коллективная память, которую стоит изучить», — заметил он. Эррашид — один из первых марокканцев, получивших студенческую визу для обучения в Израиле, вскоре за ним последовали и другие.

Насима Керуад из Танжера — одна из них. Керуад — студентка магистратуры, изучающий дипломатию в университете, которая также хочет больше узнать о еврейской культуре. «Я хочу открыть для себя Израиль сама, на своих условиях, чтобы люди не говорили мне, что я должна думать об этой стране, — заявила она. — Я хотела увидеть своими глазами, каково это — быть здесь». И до сих пор она очарована увиденным. «Я встречаюсь со многими людьми — евреями, арабами – израильтянами, друзами. Когда я разговариваю с ними, это очень поучительно, потому что у каждого есть свое мнение об израильском обществе, политике и конфликтах. Да, эти мнения иногда противоречат друг другу, но все они являются законными частями разнообразного израильского общества. Их объединяет больше, чем разъединяет». Хотя Керуад не может точно определить момент, когда она увлеклась еврейской культурой, она знает, что это произошло благодаря ее отцу. «Когда я была подростком, мой отец покупал книги по истории Марокко, и в этих книгах обсуждалась наша еврейская община», — сказала она об общине, которая на пике своего развития насчитывала около 250000 человек. «Это не было каким-то ничтожным меньшинством. Они были частью нашей идентичности. Они были частью нас». Проведя время в разных уголках страны — Тель-Авиве, Иерусалиме и Голанах, и это лишь некоторые из них — она чувствует себя как дома в Хайфе, которая напоминает ей о ее любимом Танжере. «Хайфа обладает особой энергетикой — ее невозможно описать. Это прекрасный город, в котором есть свое очарование», — заметила она.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции