El Al начинает расследование событий, связанных с рейсом, перенаправленным в Афины
Генеральный директор El Al заявил 19 ноября, что компания создает комиссию для расследования событий, связанных с рейсом, который был вынужден приземлиться в Афинах после того, как некоторые религиозные пассажиры, как сообщается, возмутились из-за опасений того, что они не приземлятся до начала шаббата, когда соблюдающим евреям запрещено путешествовать.
В письме к сотрудникам Гонен Усишкин сказал, что сложный процесс принятия решений, связанный с двумя израильскими рейсами, которые вылетели поздно вечером 15 ноября из-за задержек, связанных с погодой в Нью-Йорке, «происходил в динамичной и развивающейся реальности, которую компания не могла полностью контролировать», – сообщил 10-й канал. Усишкин сказал, что авиакомпания «гордится тем, что является плавильным котлом израильского общества», и что она сожалеет, что этот инцидент привел к «поляризации обсуждений и обмену обвинениями».
El Al и некоторые пассажиры утверждали, что несколько ультрарелигиозных пассажиров были грубы со стюардессами – обвинения, которые яростно отрицали многие религиозные пассажиры на борту. El Al сказала, что намерена подать жалобу, по крайней мере, на одного пассажира. Пилот полета заявил в своем отчете об инциденте, что он возвращал самолет обратно к терминалу в Нью-Йорке, а не взлетал, когда раввин на борту самолета убедил пассажиров, что им удастся добраться до Израиля до начался еврейского дня отдыха. В докладе пилота, переданном 18 ноября в новостях 10-го канала, подробно описана серия неудач и задержек, которые привели к инциденту, и изложены усилия по успокоению пассажиров. Он также подтвердил утверждения о насилии.
Эти осложнения заставили один самолет, который поздно улетел из JFK, сделать незапланированную остановку в Афинах. Второй самолет также рассматривал возможность посадки в Риме, но в конце концов продолжил свой полет в аэропорт Бен-Гурион по графику из-за медицинского состояния одного пассажира. Согласно отчету пилота, задержки начались, когда автомобилю с четырьмя членами экипажа, потребовалось пять с половиной часов, чтобы добраться до аэропорта из-за снега. Однако, еще было время, чтобы добраться в Израиль до шаббата, и полет должен был продолжаться, сказал пилот. «Я получил сообщение от дежурного, что есть харедим, которые хотят выйти из самолета. Во втором сообщении, полученном мной, появилось объяснение, что харедим оскорбляли команду агрессивными словами», – писал он. «В тот момент я объяснил по громкой связи, что мы приземлимся в Израиле за полтора часа до шаббата». Тем не менее, он смог «услышать спор со стюардессами», поэтому он решил согласиться с требованиями соблюдающих пассажиров и вернуться к терминалу, сказал он.
Во время возвращения назад пилоту сказали, что видный раввин, который летел бизнес-классом (идентифицированный другими пассажирами, как раввин Шалом Бер Сороцкин, глава ешивы «Атерес Шломо») попросил разрешения обратиться к пассажирам. «Он объяснил им, что можно добраться до Израиля за полтора часа до субботы, и они получат компенсацию. Харедим согласились», – писал пилот. Однако религиозные пассажиры оспорили это сообщение, заявив, что они продолжали просить дать им покинуть самолет даже после замечаний раввина. Они обвинили пилота в том, что тот обманул их, пообещав вернуть их в терминал, а затем взлетел без дальнейших объяснений.
Ряд ультраортодоксальных пассажиров потребовали высадиться в Нью-Йорке перед вылетом рейса незадолго до полуночи четверга, и им сказали, что самолет вернется к терминалу, написал иерусалимский экскурсовод Бецалель Штайнхарт в блоге The Times of Israel. «Капитан вопиюще солгал нам», – заявил он. «Чтобы заставить их сесть, пилот объявил, что мы возвращаемся к терминалу и попросил сесть. Затем он поехал и взлетел через несколько минут». Капитан затем сказал, что причина, по которой рейс был перенаправлен в Афины, состояла в том, что они неожиданно были вынуждены лететь по более длинному маршруту, что означало, что они больше не смогут прилететь вовремя.
Согласно докладу второго пилота, именно тогда была вспышка насилия. «Были сообщения о шуме, криках, толчках. Некоторые пассажиры назвали экипаж кабины лжецами. В салоне царил хаос, стюардессы плакали», – писал второй пилот. «Я не видел никакого насилия в полете после того, как капитан объявил об изменении места назначения, хотя я специально не наблюдал за каждой частью самолета все время. Если бы это было, то это было непростительно», – писал Штейнхарт. «Я конечно видел разочарование, гнев, громкие голоса», – добавил он.
Иехуда Шлезингер, автор таблоида Israel Hayom, который также летел этим рейсом, называл сообщения о насилии «фальшивыми новостями». Он утверждал, что насилие было совершено только со стороны стюардессы, которая пыталась отобрать у него фотоаппарат, и опубликовал видео с ультраортодоксальными мужчинами, громко поющими песню на тему субботы, стоя во время полета. «Я видел и запечатлел стюардесс, которые решили наказать пассажиров и не предоставлять им услуги», – писал он в колонке для газеты.
Раньше другой пассажир с борта самолета загрузил короткое видео, показывающее волнение и сообщение в «Фейсбуке», критикующее поведение пассажиров. Рони Мейталь сказала, что «после шести часов полета я внезапно услышала крик и увидела, что стюардесса плачет после того, как ее ударили и толкнули, на фоне угроз, что они взломают дверь в кабину». El Al заявила, что представители авиакомпании были на связи с пассажирами, которые вышли из самолета в Афинах, и что они приедут в Израиль после окончания шаббата в субботу вечером.
Несоблюдающие пассажиры были доставлены в Израиль более поздним рейсом 16 ноября. «Мы приносим извинения за любые неудобства, причиненные нашим клиентам, но, как уже было сказано, мы предпочли, чтобы рейс покинул Нью-Йорк в тот же день», – говорится в заявлении. «Следует подчеркнуть, что компания не терпит насилия по отношению к экипажу рейса, и мы будем решительно и без компромиссов действовать в соответствии с законом против любого пассажира, на которого подана жалоба, как мы это делали до сих пор», – добавила El Al.
В соответствии с законами иудаизма соблюдающие евреи не используют электронику и не разводят костры в Шаббат, а также воздерживаются от поездок на автомобилях или самолетах. Исключение составляют медицинские ситуации или ситуации в области безопасности, которые угрожают жизни и здоровью.