Эксперты говорят, что убийство раввина в ОАЭ может укрепить связи между Израилем и арабскими соседями
Убийство хабадского раввина – израильтянина в Объединенных Арабских Эмиратах потрясло многих и проиллюстрировало опасности, с которыми сталкиваются евреи по всему миру, пишет журналист JTA Рон Кампеас.
Но если целью атаки было подорвать Соглашения Авраама между Израилем, ОАЭ и другими арабскими странами, то аналитики по Ближнему Востоку говорят, что это вполне может иметь противоположный эффект: сделать эти связи еще крепче. «Если на то пошло, учитывая реакцию Эмиратов и то, что я не видел никаких признаков того, что ОАЭ не отнеслись к этому достаточно серьезно, похоже, что наоборот, Израиль глубоко оценил реакцию ОАЭ», — заявил главный политический директор Форума политики Израиля Майкл Коплоу, ссылаясь на заявление ОАЭ, в котором убийство раввина Цви Когана названо «атакой на наши ценности». «Во многих отношениях это приведет только к укреплению дипломатических отношений», — заметил он.
Израиль и ОАЭ все еще справляются с последствиями убийства 28-летнего Когана, молдавско-израильского посланника хасидского движения «Хабад», который переехал со своей женой в Абу-Даби в 2022 году. И чье тело было обнаружено 23 ноября. Власти ОАЭ 25 ноября арестовали трех граждан Узбекистана, подозреваемых в причастности к его убийству, которое Израиль назвал актом террора. Пока власти расследуют, кто несет ответственность за смерть Когана, политические круги в Вашингтоне, округ Колумбия, Израиле и странах Персидского залива задаются связанным вопросом: как это отразится на связях между Израилем и ОАЭ?
Ставки в этом вопросе стали особенно высоки в последние недели. Две страны нормализовали отношения в 2020 году в рамках так называемых Соглашений Авраама, и их связи оказались прочными, даже несмотря на то, что Израиль ведет жестокую войну на нескольких фронтах против террористических группировок в Газе и Ливане. Теперь избранный президент Дональд Трамп, чья первая администрация выступила посредником в соглашениях, пообещал расширить их в свой следующий срок за пределы четырех арабских государств, которые уже подписали их, включая привлечение Саудовской Аравии. Его бывшие помощники говорят, что эти амбиции не были ограничены — и даже могут быть ускорены — в результате трагедии.
Бывший спецпредставитель администрации Трампа на Ближнем Востоке Джейсон Гринблатт заявил, что он был в ОАЭ, когда сообщили об убийстве. И он не столкнулся ни с чем, кроме возмущения — что, по его словам, стало признаком того, что теплые чувства сохраняются между странами, даже несмотря на то, что Израиль сталкивается с протестами и оппозицией на Ближнем Востоке и за его пределами из-за войны в Газе. «Все, кого я встречал, эмиратцы и другие арабы, были возмущены тем, что произошло», — рассказал Гринблатт, который часто ездит в регион, в текстовом сообщении JTA. Он добавил, что нападение показало способность преступников «проникать даже в чрезвычайно безопасные города», такие, как Дубай, где Коган был в последний раз. «Я категорически не согласен с теми, кто связывает трагическое, хладнокровное убийство раввина Когана с Соглашениями Авраама и предполагает, что соглашения теперь ослабнут или потерпят неудачу», — заявил он. «Эмиратцы ненавидят такое поведение. Конечно, правда, что в этот момент может быть некомфортно быть открытым евреем или израильтянином. Это естественно, учитывая то, что произошло. Но не из-за эмиратцев или бесчисленных других национальностей, которые живут и процветают в ОАЭ».
ОАЭ — авторитарное государство со строгими ограничениями на свободу прессы и протеста, и сигнал, который правительство Эмиратов послало с момента обнаружения тела Когана, был сигналом гнева и возмущения по отношению к его убийцам. «Убийство Цви Когана было больше, чем преступлением в ОАЭ — это было преступлением против ОАЭ. «Это было нападение на нашу родину, на наши ценности и на наше видение», — написал 24 ноября посол ОАЭ в США Юсеф Аль-Ойтаба, в серии твитов. «В ОАЭ мы приветствуем всех. Мы поддерживаем мирное сосуществование. Мы отвергаем экстремизм и ксенофобию любого рода. Мы чтим память Цви Когана, подтверждая свою приверженность этим ценностям».
Директор “Хабада” по связям со СМИ Мотти Селигсон заявил JTA, что “Хабад” также полон решимости стать сильнее в ОАЭ после убийства. Коган был одним из семи посланников в стране, и Селигсон рассказал, что “Хабад” построит центр в ОАЭ в память о Когане. Пожертвования уже начали поступать: Джаред Кушнер, зять Трампа, который возглавлял переговоры по Соглашениям Авраама, пообещал выделить 1 миллион долларов, а вскоре его брат Джош пообещал выделить такую же сумму. Фонд вдовы Когана на данный момент собрал более 750000 долларов.
«Когда мы сталкиваемся с трудностями, мы становимся сильнее; когда мы сталкиваемся с тьмой, это просто означает, что нужно больше света», — заметил Селигсон в интервью.
Администрация Байдена заявила, что уже тесно сотрудничает с властями Израиля и ОАЭ, чтобы привлечь к ответственности виновных в смерти Когана. Это усилило сообщение о том, что нападение нетипично для гостеприимства, которое Эмираты оказали израильтянам, которые начали приезжать в страну в больших количествах после Соглашений Авраама. «Это было ужасное преступление против всех тех, кто выступает за мир, толерантность и сосуществование. Это было также нападением на ОАЭ и их неприятие насильственного экстремизма по всем направлениям», — говорится в заявлении пресс-секретаря Совета национальной безопасности Шона Сэветта.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в своем вступительном слове на еженедельном заседании Кабинета министров 24 ноября также выразил решимость развивать и укреплять отношения с ОАЭ. «Я высоко ценю сотрудничество ОАЭ в расследовании убийства», — заявил он. «Мы укрепим связи между нами перед лицом попыток “оси зла” нанести ущерб отношениям мира между нами. Мы укрепим их и будем работать над расширением региональной стабильности». Власти пока не определили, стоит ли за атакой организация или страна.
Сотрудник Совета национальной безопасности по Ближнему Востоку во время первого срока Трампа Рич Голдберг заявил, что убийство имело отличительные черты тех, кто стремился подорвать соглашение о нормализации, которое также охватывает Бахрейн, Марокко и Судан. Он заметил, что преступники, возможно, также надеялись «напугать Эмираты и Саудовскую Аравию тем, что существует некое проникновение исламского терроризма, которое может каким-то образом ударить по их режимам».
Эксперт по борьбе с терроризмом в Вашингтонском институте ближневосточной политики Мэтью Левитт заявил, что атака, кто бы за ней ни стоял, была признаком слабости — указанием на то, что преступники не смогли добраться до израильских чиновников или сложных целей. «Если это максимум, что они могут сделать, то это самая легкая из возможных целей, гражданское лицо, которое действительно выделяется», — заметил он, имея в виду то, что раввины “Хабада” носят явно еврейскую одежду на публике. «Это не правительственный чиновник, это не обстрел баллистическими ракетами». Голдберг отметил, что убийство должно подстегнуть расширение Соглашений Авраама как знак того, что подобные атаки неэффективны. «Это момент, когда, если вы не отреагируете таким образом, если вы отступите от нормализации, если вы скажете, что исламский терроризм, направленный на саботаж нормализации, добьется успеха, то вы увидите больше терроризма», — заметил Голдберг.
Коплоу, со своей стороны, подчеркнул, что одним из непосредственных последствий может стать сокращение поездок между Израилем и ОАЭ. В настоящее время между странами совершается шесть или семь рейсов в день, что является заметным исключением для других авиакомпаний, которые прекратили полеты в Израиль, пока он ведет войну на нескольких фронтах против врагов, которые обстреливают его ракетами. «Если меньше израильтян поедут в ОАЭ из-за проблем безопасности, и это, очевидно, важный аспект отношений, который пострадает», — отметил Коплоу.