Два самолета, отсутствие планов и хаос – журналистское расследование обнаружило, что израильские ВВС не были готовы к 7 октября
Согласно телевизионному репортажу, опубликованному 11 сентября, нападение ХАМАСа 7 октября 2023 года застало израильские ВВС крайне неподготовленными, с небольшим количеством самолетов наготове и недостаточной подготовкой к сценарию массового вторжения из Газы, сообщает “The Times of Israel”.
Расследование, которое, по заявлению телекомпании “Kan”, частично основано на неопубликованных результатах собственных расследований ВВС, является последним, рисующим ужасающую картину неготовности вооруженных сил к крупномасштабному скоординированному нападению из Газы и их различных промахов, когда они пытались организовать ответ. Расследование выявило недостатки в способности ВВС собирать эффективную разведывательную информацию с воздуха в режиме реального времени, проблемы с сохранением конфиденциальных материалов вне доступа ХАМАСа и командиров, оперирующих меньшим объемом информации, чем потребители израильских новостей, во главе с главнокомандующим ВВС генерал-майором Томером Баром, который узнал о массовом убийстве завсегдатаев вечеринки “Supernova” недалеко от кибуца Рейм примерно через 10 часов после начала атаки.
Вопросы по поводу отсутствия значительной активности израильской авиации утром 7 октября возникли почти сразу, и многие хотели знать, почему хваленый авиакорпус Израиля, оснащенный одними из самых передовых вооружений в мире и обладающий полным превосходством в воздухе, не смог замедлить или даже загнать в угол низкотехнологичную атаку ХАМАСа. Был начат ряд расследований для изучения готовности армии, реагирования и принятия решений, хотя выводы пока публикуются лишь частично. Правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху до сих пор отклоняло начало независимого расследования в отношении политического руководства до окончания войны, которая длится уже 12 месяцев.
Согласно репортажу “Kan”, ВВС находились на самом низком уровне готовности, когда террористы ХАМАСа начали массированные ракетные обстрелы Израиля в 6:30 утра 7 октября, положив начало беспрецедентному вторжению, в результате которого погибло около 1200 человек, еще сотни были похищены в Газу. Это означало, что в ту субботу, которая совпала с религиозным праздником Симхат-Тора, у ВВС было наготове только два истребителя и два других самолета. Согласно репортажу, наблюдение за сектором вел единственный беспилотник наблюдения, хотя за штурвалом не было никого, кто мог бы отслеживать его передачу в режиме реального времени, когда тысячи террористов устремились к внезапно проницаемому забору на границе с Газой. Даже если бы у ВВС были самолеты и пилоты наготове, практически не планировалось, что делать при таком сценарии. Как только ВВС предприняли ответные действия, они подняли свои самолеты для защиты стратегических объектов, таких как морские газовые вышки, вместо того, чтобы отправлять их на наступательные операции вблизи Газы.
Старший офицер ВВС описал сцену в подземном бункере штаба, когда разворачивалась атака, как “хаос”, беспорядок усугублялся тем фактом, что те, кто находился в бункере, были отрезаны от телефонов и телевидения и полагались на информацию от дивизии “Газа”, которая, по сути, была разгромлена и едва функционировала. “Мы не знали того, что вы видели по телевизору. Это невероятно. Только днем, когда я впервые вышел покурить, я открыл “Ynet” и увидел “Тойоту” с террористами в Сдероте”, – цитируются слова офицера, ссылаясь на широко распространившийся видеоролик, который появился одним из первых после вторжения.
Согласно репортажу, Бар, глава ВВС, узнал о нападении на рейв на открытом воздухе только в 16:20, через несколько часов после того, как террористы начали свое смертоносное неистовство на ныне печально известном фестивале, где было убито более 350 человек. Пилот вертолета, который первым вылетел на юг Израиля, рассказал, что он совершал свой третий боевой вылет около 14:30, когда его попросили обеспечить прикрытие пехотному подразделению, отправленному на место “вечеринки на природе”, отметив, что впервые услышал об этом. Он вспоминал, что заявил офицеру, что не знает, что означает “вечеринка на природе”. “Я думал, он говорил со мной с помощью кодовых слов”.
Другой офицер из подразделения беспилотных летательных аппаратов ВВС, которого цитирует “Kan”, рассказал, что он годами настаивал на том, чтобы военные планировали и проводили учения для подготовки к возможному массовому проникновению жителей Газы в Израиль, подстегиваемому неоднократными демонстрациями, в ходе которых тысячи жителей Газы собирались на границе и иногда совершали ограниченные вторжения в Израиль. Анонимный офицер заметил, что проводились только единичные учения для подготовки к такой возможности, заявив, что, по его мнению, командиры лишь стремились “поставить галочку” в ходе учений. “Мысль о том, что тысячи протестующих из Газы, стоящих у забора, ворвутся в Израиль, и мы не будем знать, что делать, стала для меня кошмаром, который мог случиться в любой момент. Но командование ВВС не подумало об этом”, – цитировали слова офицера.
По данным “Kan”, ЦАХАЛ опубликовал директивы для ВВС на случай наземного вторжения в страну незадолго до нападения, и 7 октября этот план был реализован лишь частично. Первая попытка Израиля ответить с воздуха была предпринята примерно через 45 минут после начала атаки, но состояла всего из одного беспилотника, который оказался неэффективным в сдерживании террористов, атаковавших кибуц Нетив Хаасара, сообщает “Kan”. Только в 10 часов утра был отдан приказ о всесторонней воздушной атаке по террористам вдоль границы, и она была развернута только через час после этого. В репортаже говорилось, что ХАМАС нацеливал ракеты на траектории взлета истребителей, что усложняло задачу самолетам, пытающимся подняться в воздух. В репортаже отмечается, что террористической группировке удалось собрать конфиденциальную информацию о ВВС и даже разработать планы нападения на авиабазу.