Документы об усыновлении будут открыты в связи с делами потерянных йеменских детей
Кнессет 3 июля одобрил законопроект, позволяющий семьям, которые приехали в Израиль из Йемена в первые годы существования страны, выяснить, были ли дети, которые, по их утверждению, были похищены у них, фактически приняты на усыновление.
Согласно новому закону, любой, кто обеспокоен тем, что его близкий родственник мог быть изъят из семьи для усыновления, может попросить старшего социального работника проверить записи об усыновлении, чтобы узнать, фигурирует ли там их родственник. Если родственник был отдан на усыновление, будет уведомлен Генеральный прокурор, и он попросит суды решить, следует ли передавать детали об усыновлении семье, ищущей своих пропавших родственников. В настоящее время граждане, которые сами были усыновлены, могут искать свою семью по достижении 18-летнего возраста. Семьи, ищущие детей, которые исчезли, ранее не имели доступа к документам по усыновлению.
С 1950-х годов более 1000 семей – в основном иммигранты из Йемена, но также из Балкан, Северной Африки и других ближневосточных стран – заявили, что их дети систематически похищались из израильских больниц и отправлялись на усыновление, иногда за границу. Депутат Кнессета от партии «Ликуд» Нурит Корен, которая возглавляет комитет Кнессета, которому поручено исследовать то, что известно, как «дело йеменских детей», и чей собственный двоюродный брат исчез в юности, похвалила новый закон. «Это исторический, революционный закон, который даст ответы семьям», – сказала она. «Сегодня многие семьи в государстве страдают в течение многих лет от неопределенности относительно своих близких, и теперь они, наконец, получат ответы». «Это предложение является еще одним из многих шагов, которые я выдвинула в своем комитете, чья цель двояка: во-первых, чтобы достичь истины», – сказала она. «Второе – облегчить бюрократическое бремя для семей, вовлеченных в дело. Открытие записей об усыновлении даст ответ и поможет нам достичь истины».
Этот закон следует за февральским законом, который позволил вскрывать могилы с целью генетического тестирования, которое позволяет семьям детей, пропавшим без вести в рамках т. н. «дела йеменских детей» в 1958-1970 годах, добиваться разрешения суда на эксгумацию останков, чтобы дать возможность ДНК сравнения. Около 49 000 йеменских евреев были доставлены в зарождающееся государство Израиль в операции «Волшебный ковер» в 1949-50 годах.
Оспариваемое учеными и, как представляется, опровергнутое тремя государственными комиссиями, которые рассматривали дело и пришли к выводу, что большинство детей умерло, дело продолжает всплывать, не в последнюю очередь потому, что большинство семей не получили тела своих детей или сообщений о местах их захоронения. Кроме того, свидетельства о смерти были полны ошибок, и большинству пропавших без вести детей через 18 лет после их предполагаемой смерти были направлены армейские призывные извещения. Были также случаи, когда усыновленные дети смогли подтвердить с помощью ДНК-тестов, что они были теми детьми из йеменских семей, о которых было сказано, что они умерли.
Законопроект появился после того, как государственные архивы рассекретили 400 000 документов по этому делу в декабре 2016 года.