Дипломат заявил, что Катар прекращает посредническую роль в Газе, подтвердив, что ХАМАС будет выдворен из Дохи
Катар решил прекратить свою роль посредника между Израилем и ХАМАСом на фоне затянувшихся переговоров о прекращении огня в Газе и освобождении заложников, сообщил «The Times of Israel» 9 ноября дипломат, знакомый с этим вопросом, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид.
Дипломат, который не является американцем, также подтвердил американское известие от 8 ноября о том, что Доха в конце прошлого месяца приказала функционерам ХАМАСа покинуть страну, но отрицает, что это решение было принято в связи с просьбой администрации Байдена. Дипломат рассказал, что Катар принял решение самостоятельно, определив, что он не может продолжать посредничество между Израилем и ХАМАСом, если ни одна из сторон не желает вести переговоры добросовестно. И если он больше не будет посредником, у Катара нет смысла позволять ХАМАСу сохранять свои офисы в стране, заметил дипломат. Он посетовал, что давно назревшие переговоры о прекращении огня и освобождении заложников «стали больше политикой и выборами» как для Израиля, так и для ХАМАСа, в отличие от «серьезной попытки обеспечить мир». Дипломат заявил, что обе стороны отказались от обязательств, взятых на себя в ходе переговоров.
Ранее на этой неделе бывший министр обороны Йоав Галлант заявил семьям заложников, удерживаемых в Газе, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху продолжает войну по политическим причинам, а не из соображений безопасности, препятствуя прекращению огня и освобождению заложников. Дипломат рассказал, что после того, как Катар принял решение прекратить свою посредническую роль и выгнать функционеров ХАМАСа из страны, он сначала проинформировал об этом других посредников — США и Египет, — а затем ХАМАС и Израиль. Уведомление было предоставлено в конце октября. Сроки того, когда ХАМАС покинет Доху, не были указаны, но это не то, что может произойти в одночасье, указал дипломат.
Он подчеркнул, что решение Катара необязательно является постоянным и может быть отменено, если обе стороны продемонстрируют искреннюю готовность к добросовестным переговорам. Именно это и произошло в апреле, когда Катар тихо выгнал ХАМАС из страны, говорит дипломат. Лидеры террористической группировки отправились в Турцию, но США и Израиль попросили Доху вернуть их, чтобы возобновить переговоры, после того как попытки сделать это с ХАМАСом в Анкаре не увенчались успехом. Два правительственных чиновника подтвердили это «The Times of Israel» в мае.
Дипломат предположил, что после ликвидации лидера ХАМАСа Исмаила Хании в Тегеране функционеры ХАМАСа снова отправятся в Турцию. Однако это может поставить Анкару в трудное положение, поскольку администрация Байдена ясно дала понять 8 ноября, что не хочет, чтобы ее союзники принимали террористическую группировку. Израильский чиновник в офисе Нетаньяху выступил с заявлением для журналистов, приветствуя решение Катара, заявив, что ни одна страна не должна принимать террористическую группировку. Он утверждал, что победа Дональда Трампа на выборах на этой неделе также способствовала решению, предполагая, что избранный президент – республиканец не поддержал бы дальнейшее присутствие ХАМАСа в Дохе.
В то же время высокопоставленный представитель ХАМАСа, противореча дипломату и официальным лицам США, заявив журналистам на условиях анонимности, что террористическая группировка не получала никаких указаний от Катара покинуть страну. Катар принимает функционеров ХАМАСа в Дохе с 2012 года, когда террористическая группировка перенесла свою штаб-квартиру из Дамаска во время гражданской войны в Сирии.
Администрации США от обеих партий призывали Катар стать посредником для террористической группировки. После нападения ХАМАСа 7 октября США сообщили Катару, что Доха не сможет поддерживать «обычные деловые отношения» с террористической группировкой. Однако администрация воздержалась от просьбы к государству Персидского залива закрыть офис ХАМАСа, считая, что канал связи с группировкой как никогда важен для посредничества в соглашении о прекращении огня и освобождении заложников. Эти переговоры привели к недельному соглашению в ноябре прошлого года, но они не смогли обеспечить постоянное прекращение огня или освобождение оставшихся 101 заложника.
8 ноября американский чиновник сообщил «The Times of Israel», что казнь ХАМАСом американо-израильского заложника Херша Голдберг-Полина вместе с пятью другими пленниками в конце августа и последующее отклонение дополнительных предложений о прекращении огня заставили администрацию изменить свой подход к продолжающемуся присутствию террористической группировки в Дохе, посчитав его «более нецелесообразным или неприемлемым».
Решение США также совпало с раскрытием обвинительных заключений против функционеров ХАМАСа, включая одного из его главных лидеров Халеда Машаля, который, как известно, проживает в Дохе, рассказал американский чиновник. «После отклонения неоднократных предложений об освобождении заложников его лидеры больше не должны быть желанными гостями в столицах любого американского партнера», — заявил «The Times of Israel» второй высокопоставленный представитель администрации.
Чиновник заметил, что ХАМАС не проявил никаких признаков отхода от «нереалистичных позиций» на переговорах, сохраняя условия, которые фактически гарантировали бы его способность оставаться у власти в Газе — «то, чего США и Израиль никогда не примут». Две недели назад США попросили Катар выгнать ХАМАС, рассказал американский чиновник, добавив, что Доха согласилась и передала уведомление примерно 28 октября. Подробности относительно того, когда на самом деле произойдет высылка функционеров ХАМАСа и куда им будет приказано отправиться, все еще прорабатываются, добавил американский чиновник. Чиновник подчеркнул, что администрация продолжает осуществлять ряд инициатив, направленных на обеспечение соглашения об освобождении заложников до окончания срока полномочий президента США Джо Байдена, и считает, что сочетание высылки ХАМАСа из Катара, санкций США и других инструментов, имеющихся в распоряжении Вашингтона, может успешно убедить террористическую группировку отказаться от своих требований.
Американский чиновник отметил, что Доха сыграла «неоценимую роль» в качестве посредника на протяжении всего конфликта. Неясно, какую роль Катар сможет играть в дальнейшем, когда он больше не будет принимать лидеров ХАМАСа. Катар подвергся критике со стороны республиканцев в Конгрессе, которые менее высоко оценили роль Дохи в конфликте и утверждали, что эмират Персидского залива мог бы оказать большее давление на ХАМАС, чтобы добиться заключения соглашения. Администрация Байдена неоднократно отвергала эту критику и полагалась на Катар как на посредника в нескольких других конфликтах в дополнение к конфликту в Газе. Египет, вероятно, продолжит играть роль посредника, учитывая контакты, которые он поддерживает с лидерами ХАМАСа в граничащей с ним Газе.