День памяти жертв Холокоста: биографии факелоносцев
Одним из самых ярких элементов официальной государственной церемонии, посвященной Дню памяти жертв Холокоста, является церемония зажжения факелов, которая проводится каждый год в «Яд Вашем», пишет журналистка «The Jerusalem Post» Лия Аарон.
Шесть факелов символизируют шесть миллионов еврейских жизней, уничтоженных нацистами и их пособниками. На церемонии в этом году шестеро переживших Холокост – Това Гутштейн; Бен-Цион Райш; Юдит Солберг; Роберт Бонфил; Ефим Гимельштейн; и Малка Рендель – зажгут по факелу, и в короткометражном фильме будут рассказаны их душераздирающие истории выживания и стойкости. Их свидетельства напоминают об ужасах Холокоста и о слиянии удачи и мужества тех, кто выжил.
Това Гутштейн
Това (Гитель) Гутштейн родилась в Варшаве в 1933 году в семье Занвела и Малки-Мании Альбы, средней из трех детей в этой идишеговорящей семье. Когда в октябре 1940 года было создано Варшавское гетто, отца Товы отправили на принудительные работы. Из окна своего дома Това видела, как немецкие солдаты каждый день расстреливали юношей и девушек. Хотя ей было всего семь лет, она начала заботиться о средствах к существованию семьи. Она уходила из гетто через канализацию и выпрашивала еду у местных поляков, даже несмотря на то, что они угрожали передать ее немцам. Иногда она собирала продукты с полей. Она обвязывала талию веревкой, набивала одежду едой и возвращалась в гетто через канализацию.
Когда вспыхнуло восстание в Варшавском гетто, Това была за пределами гетто в поисках еды. Внезапно она увидела, как небо стало красным; гетто горело. Она побежала к своему дому. Началась бомбежка, и она видела, как падают люди и рушатся дома. Когда она добралась до своего дома, он уже был разрушен, а ее семья исчезла. Това сумела добраться до леса и была схвачена партизанами. Ее накормили и одели в шинель и сапоги немецких солдат, а также в одежду, снятую с бельевых веревок. Това прожила с ними в лесу около полутора лет и выучила у них русский и польский языки. Когда партизаны уходили на задание, она спускалась в канаву, а партизаны прикрывали ее ветками. Однажды партизаны не вернулись; судя по всему, они погибли в бою с немцами.
В конце войны Това вышла из леса. Она ждала маму на вокзале каждый день в течение месяца. В конце концов ее отправили в город Валбжих, где молодые евреи отдали ее в приют. Через 18 месяцев она прибыла в Германию, где нашла свою мать, сестру и брата в лагере для перемещенных лиц в городе Ульм. Това репатриировалась в Израиль в 1948 году и стала медсестрой в больнице. Сегодня она активно помогает пережившим Холокост. У Товы и ее покойного мужа Биньямина трое детей, восемь внуков и 13 правнуков.
Бен-Цион Райш
Бен-Цион Райш родился в 1932 году в Черновцах, Румыния (ныне Украина). Его родители, Макс и Сара, владели продуктовым магазином в городе, а Бен-Цион учился в местной еврейской школе. В том же году из-за антисемитских инцидентов его отец иммигрировал в Подмандатную Палестину. В 1940 году Советский Союз оккупировал Черновцы. Русские захватили большую часть семейного дома, и связь с Максом оборвалась. В июле 1941 года Черновцы заняли румыны и немцы. Евреев заставляли носить желтую звезду Давида и помещали в гетто. Через несколько недель Бен-Циона, его мать и младшего брата Полди (Переца) посадили в вагон для перевозки скота и отвезли в концлагерь Маркулешты, откуда их отправили в другие гетто. Многие пленные умерли от холода, голода и болезней. Некоторых застрелили охранники. В конце концов семья прибыла в гетто Жабокрич, где они вошли в дом без двери. Трехлетний Полди ослабел от голода. На следующий день он попросил суп. Это были его последние слова. Он умер на руках у матери. Бен-Цион начал ползать под заборами гетто и собирать свеклу, которая падала с повозок. Несмотря на то, что кучера хлестали его, он продолжал делать это, чтобы выжить. Летом работал с украинскими сельчанами. Молодые украинцы избили его и натравили на него собак. Зимой он сделал спицы из колючей проволоки и научился вязать. Он и его мать шили для жителей деревни носки, перчатки и свитера в обмен на картофель. В середине марта 1944 года этот район заняла Красная Армия, и Бен-Цион с матерью вернулись в Румынию. Сара восстановила связь с Максом, и в январе 1946 года Бен-Цион вместе с матерью прибыл в Израиль. После восьми лет разлуки Бен-Цион, которому тогда было 14 лет, почти забыл своего отца.
Он стал техником по беспроводной связи в ЦАХАЛе; после службы в армии он изучал электронику в «Технионе» – Израильском технологическом институте. Занимался разработкой оборонной техники. У Бен-Циона и его жены Чарны трое сыновей и дочь, 30 внуков и более 70 правнуков.
Юдит Солберг
Юдит Солберг родилась в Амстердаме в 1935 году в семье Розетты и Йозефа ван Дейков. Йозеф был юристом и активным членом еврейской общины. В сентябре 1943 года, накануне Рош а-Шана, Юдит и ее семью депортировали в пересыльный лагерь Вестерборк. Каждый вторник из Вестерборка уходил поезд на восток. Перед каждой депортацией в лагере царила атмосфера смертельного страха. Юдит и остальные члены ее семьи были отправлены в Берген-Бельзен. Сойдя с поезда, она услышала крики «Раус!» («Вон»!) и увидела немцев с нагайками и собаками. В течение многих часов Юдит и ее семья стояли в строю, день за днем, в снегу и в сильный мороз. Розетта знала немецкий язык, и поэтому ее взяли на работу в немецкие конторы. Она воровала подгоревшие корки хлеба и тайком приносила дочерям. Взрослые тайком занимались с детьми. Юдит изучала арифметику и вышивку. Вместе со своей сестрой Элизабет она вышила к шабату чехол для халы, украсила его надписью на иврите и хранила в нем подсушенный хлеб. На Песах заключенные пекли тесто, похожее на мацу. Один человек написал Агаду по памяти, и члены семьи прочитали ее. Когда была возможность, Юдит шла в барак отца, где ходила среди больных, улыбалась им и призывала встать с постели, потому что отец говорил ей, что кто не встанет, тот умрет.
В апреле 1945 года членов семьи посадили в поезд, который ехал без пункта назначения между сближавшимися западным и восточным фронтами. Многие заключенные погибли в поезде. На одной из остановок Юдит с сестрой перепрыгнули мертвого у двери машины, взяли мешок с картошкой и занесли внутрь. «Эта картошка спасла многих людей в поезде», — говорит Юдит. Через две недели Красная Армия освободила пленных из поезда под городом Тробиц. Юдит приехала в Швейцарию, где встретила Сола, одноклассника, который скрывался у фермеров – христиан в Нидерландах. Позже они поженились и в 1959 году репатриировались в Израиль. У Юдит и Сола четверо детей, 24 внука и 33 правнука.
Роберт Бонфил
Роберт (Реувен) Бонфи – родился в 1937 году в Кардице, в области Фессалия в Греции – был единственным сыном Давида и Эфтимии Аллегры (Симха). В 1941 году Италия оккупировала Фессалию. Роберт заболел, поэтому родители отвезли его в Афины под вымышленным именем, чтобы сделать операцию. В то время Афины находились под немецкой оккупацией. На обратном пути в Кардицу, на вокзале в Домокосе, семья Бонфил увидела еврейских подневольных рабочих под охраной немецких солдат. Один из еврейских рабочих попросил у них хлеба. Отец Роберта бросил ему буханку хлеба из окна поезда, но немецкий солдат насмерть забил еврея прикладом винтовки. Тогда в вагон зашел немецкий офицер и спросил: «Кто бросил хлеб?» Роберт застыл от страха, а его мать побледнела, но Давид ответил на ломаном немецком языке: «Никто не бросал хлеб из этого поезда». Офицер ушел.
В конце 1943 года в Кардицу пришли немцы. Роберт и его мать спрятались в угольном подвале под домом. Его отец жил в доме городского епископа Иезекииля, которого обучал французскому языку. Когда немецкие солдаты прибыли в дом епископа, епископ снял свой крест, повесил его на шею Давида и представил его немцам как своего слугу. Роберт и его родители бежали в горную деревню Дафноспилия (сегодня Велесси). Когда немцы подошли к селу, коммунистическое подполье тайно переправило семью в Апидею, где семью приняла греко-православная семья Гулас. Давид обучал деревенских детей арифметике, а его мать учила их читать и писать по-гречески. Когда немецкие самолеты бомбили Апидею и немецкие войска подошли к деревне, Константинос и Вассилики Гулас спрятали Роберта и его родителей в хижине в лесу и снабдили их едой.
Когда немцы отступили, Роберт с родителями вернулся в Кардицу. Роберт женился на Еве, пережившей Холокост из Германии, и репатриировался со своей семьей в Израиль в 1968 году. Он является почетным профессором еврейской истории Средневековья и эпохи Возрождения в Еврейском университете в Иерусалиме. В 2018 году Константинос и Вассилики Гулас были посмертно признаны Праведниками народов мира. У Роберта и Евы трое детей, восемь внуков и двое правнуков.
Ефим Гимельштейн
Ефим Гимельштейн родился в 1935 году в Минске в Советском Союзе (Беларусь) в семье Михаила и Рахили Юдовичей, традиционных евреев, говоривших дома на идише. Его бабушка и дедушка жили с ними. В июне 1941 года немцы вторглись в Советский Союз. Отец Ефима был призван в Красную Армию и погиб в бою. Примерно через месяц после немецкой оккупации было создано Минское гетто, куда отправили Ефима с семьей. Он был свидетелем того, как евреев убивали из огнестрельного оружия, вешали и помещали в душегубки. В 1943 году Пинхас Добин, зять Рахели, и его сыновья вырыли тайник под домом рядом с еврейским кладбищем в гетто. Вход в укрытие, рассчитанное на семь человек, был через печь. Пинхас разместил в бункере еду и воду. В октябре 1943 года, когда немцы начали ликвидировать Минское гетто, в бункер вошли 26 человек, в том числе Ефим, который был там самым младшим ребенком. Они сидели почти в полной темноте, различая день и ночь только по слабому свету, проникавшему через маленькое вентиляционное отверстие. Крысы пытались грызть пальцы их рук и ног. Когда у них заканчивались еда и вода, мать Ефима выходила из бункера и подходила к русским знакомым за едой. Скрывавшиеся стали умирать от жажды, голода, слабости и болезней, в том числе умерла бабушка Ефима. Их похоронили в полу бункера. С кладбищенских могил сняли землю и рассыпали в бункере, в результате чего пол поднялся. Потолок стал ниже, а пространство бункера уменьшилось. Они пробыли в бункере девять месяцев.
3 июля 1944 года Минск был освобожден, и группа была обнаружена советскими солдатами. Выжили только 13 из 26 вошедших в бункер. У них не было сил идти, а зрение ухудшилось из-за стольких месяцев пребывания в темноте. Солдаты отнесли их на носилках в госпиталь. Ефим был госпитализирован на три месяца. После войны его мать вышла замуж за Яакова Гимельштейна, партизана, вся семья которого погибла во время Холокоста. Яаков относился к Ефиму как к сыну. В 1992 году Ефим и его жена Ривка репатриировались в Израиль. Он работает волонтером в «Яд Вашем» и рассказывает свою историю группам русскоязычных студентов. У Ефима и Ривки двое сыновей и пятеро внуков.
Малка Рендель
Малка Рендель родилась в 1927 году в венгерском городке Надьечед и была самой младшей в ортодоксальной семье из восьми человек. Отец Малки, Давид-Аарон Фрейндлих, умер до ее рождения, а мать, Сара, после его смерти управляла семейным магазином тканей. Двое ее старших братьев и сестер репатриировались в Подмандатную Палестину перед Второй мировой войной. Войдя в город в 1944 году, немцы закрыли принадлежащие евреям магазины, запретили евреям торговать и приказали им носить желтую звезду. Малке было поручено унизительное задание убрать улицу на глазах у ее венгерских друзей. В мае 1944 года евреи города были депортированы в гетто Матесалка. Вся большая семья жила в одной квартире. Три недели спустя Малку и ее семью депортировали в Аушвиц в вагоне для перевозки скота — путь длился около шести дней. По прибытии Малка попыталась держаться за свою мать, но большую часть семьи отправили в одну сторону, а Малку и ее сестер Мириам и Рэйчел – в другую. Мать дала ей два печенья и сказала сестрам: «Берегите Малку». Из всех членов семьи селекцию пережили только Малка, Мириам и Рахель. Через три месяца девушек отправили в концлагерь Плашов, где они работали в каменоломне, таская камни голыми руками, на морозе. Люди вокруг них постоянно гибли от взрывов горных пород. Всех троих вернули в Аушвиц, а оттуда отправили в Нойштадт, на фабрику по плетению парашютов. На Хануку женщины воровали масло и нити, чтобы зажечь импровизированные свечи.
«Мы чувствовали себя как дома, потому что у нас не все забрали», — говорит Малка. Когда подошла Красная Армия, Малку и ее сестер заставили отправиться «маршем смерти» в концлагерь Гросс-Розен. Заключенных, которые не могли идти дальше, расстреливали. Ночью, они спали в объятиях друг друга, чтобы согреться. Чтобы выжить, Малка представляла свою мать, свой дом и продукты, которые она ела. Малку и ее сестер перевели в Берген-Бельзен, где умерли Мириам и Рахель. «Это воспоминание до сих пор не дает мне покоя», — плачет Малка. «Мать велела им присматривать за мной, и они дали мне свой хлеб. Если бы я не съела его, возможно, они бы выжили. Иногда я не могу поверить, что прошла через все это. Затем я закатываю рукав и смотрю на номер на руке, который доказывает мне, что это действительно произошло». После освобождения Малку перевезли в Швецию, где она была госпитализирована. Она брала уроки сионизма и иврита у эмиссаров, прибывших из Эрец-Исраэль, в школе, созданной для выживших. Она стала учителем, а после выхода на пенсию преподавала иврит новым иммигрантам. У Малки и Иегошуа три дочери, 11 внуков, 36 правнуков и один праправнук.