Данные американской разведки предупреждают, что влияние ХАМАСа усилилось после нападения на Израиль
Новые данные американских спецслужб предупреждают, что авторитет и влияние ХАМАСа на Ближнем Востоке и за его пределами резко возросли за два месяца после теракта 7 октября и начала военного ответа Израиля, пишет журналистка CNN Кэти Бо Лиллис.
Поскольку беспощадная воздушная кампания Израиля привела к гибели тысяч мирных жителей в секторе Газа, ХАМАС, который Соединенные Штаты и Европа называют террористической группировкой, смог позиционировать себя как одинокую вооруженную группировку, дающую отпор жестокому угнетателю, убивающему женщин и детей. Чиновники, знакомые с различными оценками, говорят, что группировка успешно позиционирует себя в некоторых частях арабского и мусульманского мира как защитник палестинского дела и эффективный борец с Израилем. Усиление влияния ХАМАСа произошел после ужасного октябрьского нападения на Израиль, в результате которого погибло около 1200 мужчин, женщин и детей. США решительно защищали право Израиля на самооборону после нападения, включая его кампанию по полной ликвидации ХАМАСа.
С точки зрения ХАМАСа, нападение 7 октября на юг Израиля стало ошеломляющим оперативным успехом. И в последующие месяцы он получил признание – особенно на оккупированном Западном Берегу – за переговоры об освобождении сотен палестинских заключенных и задержанных, удерживаемых Израилем, в обмен на некоторых заложников, удерживаемых группировкой после нападения, говорят эти источники. Между тем, пропагандистские видеоролики ХАМАСа изображают эту группировку высоконравственными борцами, следующими учению ислама – несмотря на ужасающие подробности нападения 7 октября и описания сексуального насилия в отношении израильских женщин, о которых сообщили очевидцы того дня, и они – в сочетании с потоком фотографий страданий гражданского населения в секторе Газа – стали вирусными в арабских социальных сетях.
Незадолго до 7 октября высокопоставленный представитель администрации заявил: «ХАМАС не был очень популярной организацией. Сегодня он более популярен». Вполне возможно, что конфликт будет способствовать усилению влияния ХАМАСа за пределами сектора Газа, а не внутри него, где годы плохого управления породили недоверие. Опрос, проведенный в первую неделю ноября, показал, что решительная поддержка терактов 7 октября была намного выше среди палестинцев на Западном Берегу по сравнению с сектором Газа — 68% по сравнению с 47%.
Хотя проведение опросов во время войны затруднено, поскольку многие жители Газы были вынуждены покинуть свои дома из-за израильских бомбардировок, этот вывод был подтвержден другими опросами. Различные оценки циркулировали внутри правительства США, поскольку представители администрации Байдена начали публично предупреждать, что число погибших среди гражданского населения в результате израильских бомбардировок рискует еще больше повысить популярность ХАМАСа на палестинских территориях, а аналитики предупреждают, что бомбардировки могут послужить только для усиления терроризма там и за рубежом.
«В такого рода борьбе центром тяжести является гражданское население», — заявил ранее в этом месяце министр обороны США Ллойд Остин. «И если вы загоните их в объятия врага, вы замените тактическую победу стратегическим поражением». Чиновники внимательно отслеживают несколько ключевых показателей, которые позволяют предположить, что поддержка ХАМАСа выросла как на палестинских территориях, так и в других частях региона.
Опрос Палестинского центра политических и исследовательских исследований показал, что поддержка ХАМАСа на Западном Берегу выросла с 12% в сентябре до примерно 44% в декабре. В Иордании, где более половины населения имеет палестинское происхождение, протестующие на улицах скандировали лозунги в поддержку ХАМАС. Сейчас, особенно на Западном Берегу, ХАМАС все чаще «рассматривается как единственная группа, которая действительно что-то делает с израильской оккупацией», рассказал бывший сотрудник разведки Джонатан Паникофф, специализирующийся на регионе.
Между тем, представители антитеррористического управления США также глубоко обеспокоены тем, что успех ХАМАСа может стать источником вдохновения для террористических группировок, разбросанных по всему миру. В Соединенных Штатах ФБР «круглосуточно» работает над выявлением и пресечением нападавших-одиночек, вдохновленных ХАМАСом, сообщил Конгрессу в последние недели директор Крис Рэй. «Я вижу сигналы тревоги повсюду, куда бы я ни повернулся», — заявил Рэй. Коллеги Рэя из правоохранительных органов в Европе также насторожились.
Четверо предполагаемых членов ХАМАСа, подозреваемых в подготовке террористических атак в Европе, были арестованы на прошлой неделе в Германии и Нидерландах по подозрению в планировании нападений на еврейские учреждения в Европе. Эти резкие оценки подчеркивают внутреннюю трудность (если не невозможность, как говорят некоторые критики Иерусалима) настойчивых требований Израиля «искоренить» ХАМАС. Военное руководство ХАМАСа можно победить, заявил на прошлой неделе пресс-секретарь Госдепартамента Мэтт Миллер, но «нельзя победить ни одну идею на поле боя».
Несколько американских чиновников, которые говорили CNN о докладах разведывательного сообщества о народной поддержке ХАМАСа, подчеркнули, что измерить «влияние» невероятно сложно. Высокопоставленный представитель администрации отметил, что прошлые оценки роста популярности террористических группировок после громких нападений оказались «эфемерными». Ключевой вопрос для разведывательного сообщества заключается в том, как долго продлится это повышение доверия.
До 7 октября были признаки того, что политическая поддержка ХАМАСа в Газе, которой он управляет с 2007 года, находится под угрозой. Опрос, завершенный, что примечательно, 6 октября, показал, что 67% палестинцев в Газе заявили, что: либо «совсем не доверяют», либо «не очень доверяют» ХАМАСу – что, по мнению некоторых аналитиков, могло быть фактором, повлиявшим на мотивацию ХАМАСа при организации нападения. Палестинцы внутри Газы с большей вероятностью обвиняли в постоянной нехватке продовольствия руководство ХАМАСа, чем, например, израильскую блокаду, которая ограничила поставки в Газу с 2007 года. «Я думаю, что это одна из наиболее недооцененных историй», — заметил Паникофф. «Были некоторые данные, показывающие, что ХАМАС испытывает трудности в Газе с точки зрения управления. И это проверенный способ… отвлечь внимание».
Ключевой вопрос для аналитиков американской разведки сейчас заключается в том, как действия Израиля в конфликте могут повлиять на общественное мнение как внутри сектора Газа и на Западном Берегу, так и во всем арабском и мусульманском мире. Некоторые данные прошлых опросов показывают, что в периоды, когда Израиль проводит более жесткую политику в отношении Газы, в том числе во время прошлых циклов насилия, популярность ХАМАСа растет.
Госсекретарь Энтони Блинкен отметил давление, оказываемое на Израиль, а не на ХАМАС, с целью остановить войну. «Что меня поражает, так это то, что, несмотря на то, что мы снова слышим, как многие страны призывают положить конец этому конфликту, который мы все хотели бы видеть, я практически не слышу, чтобы кто-то требовал от ХАМАСа, чтобы он прекратил прятаться за гражданскими лицами, что он сложил оружие и сдался», — заявил Блинкен 20 декабря. «Все закончится завтра же, если ХАМАС сделает это. И как это может быть, как может быть, что к агрессору не предъявляются требования, а требования предъявляются только к жертве».
Намекая на признание того, что политическая идеология ХАМАСа вряд ли будет «побеждена», даже палестинские политические оппоненты ХАМАСа высказывают предположение, что ХАМАС сохранит некоторую власть в постконфликтном управлении Газой. Премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе заявил, что цель Израиля – полностью победить ХАМАС – нереалистична и что вместо этого его следует включить в качестве младшего партнера в Организацию освобождения Палестины в любую постконфликтную структуру управления.
ХАМАС в 2006 году выиграл выборы в законодательные органы в секторе Газа и на Западном Берегу и отказался сформировать правящую коалицию с партией ФАТХ, которая сейчас доминирует в ООП. Позже он захватил контроль над сектором Газа. Некоторые аналитики в правительстве США в частном порядке опасаются, что ведение Израилем войны против ХАМАСа – включая карательную воздушную кампанию, в результате которой, по данным управляемого ХАМАСом палестинского министерства здравоохранения в Газе, погибло почти 20000 человек – будет иметь непреднамеренный эффект политической легитимации ХАМАСа и стимулирования нового терроризма. «Израильтяне будут прокляты, если они это сделают, прокляты, если они этого не сделают», — заявил Паникофф. «В долгосрочной перспективе это может породить еще больше терроризма. Но я также не знаю, какая страна ожидает, что после такого ее правительство будет сидеть сложа руки».