Новости

Что будет с памятниками еврейской истории Сирии?

13 декабря, 14:00 Сирия
Поделиться

Падение сирийского диктатора Башара Асада создало неопределенность относительно будущего Сирии — и относительно сокровищ ее прошлого, включая остатки ее еврейской истории, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.

13-летняя гражданская война унесла жизни более 600000 человек и привела к тому, что около 100000 человек «насильно исчезли» в тюрьмах режима Асада. Война также нанесла ущерб важнейшим культурным объектам Сирии — от древних памятников, замков и мечетей до остатков богатой еврейской культуры.

Задолго до войны исторические синагоги Сирии и другие еврейские места были заброшены после того, как евреи массово покинули страну. Теперь археологи начинают оценивать, сколько еще было потеряно в результате бомбардировок и военного грабежа.

Сирия была домом для еврейских общин на протяжении более 2000 лет, начиная с римского периода, включая сефардских евреев, изгнанных из Испании в 1492 году, и европейских торговцев – евреев. Но подъем арабских националистических движений в 20 веке, а также ряд антиеврейских законов и насилие после возникновения Израиля, привели к волнам еврейской эмиграции.

В начале 20-го века в Сирии жили около 100000 евреев, но в 1947 году эта цифра сократилась до 15000. Антиеврейский бунт в том году, за которым последовало создание Израиля в 1948 году, побудили многих оставшихся евреев уехать — хотя им было запрещено сделать это в большинстве случаев, несмотря на преследования в Сирии. Алеппский Кодекс, знаменательная копия еврейской Библии 10-го века, был поврежден и тайно вывезен из страны в Израиль примерно в то же время.

К 1992 году, когда отец Асада поддался давлению, чтобы позволить евреям эмигрировать, около 4000 евреев оставалось в Алеппо и значительно меньше в Дамаске и Камышлы. Большинство покинуло страну вскоре после этого.

В 2011 году в скандальной статье в «Vogue» Асмы аль-Асад, жены Башара, цитировались ее слова о том, что евреи вписываются в ее представление о религиозном разнообразии в Сирии. «В старом Дамаске есть очень большой еврейский квартал», — заявила она интервьюеру, который отметил, что дома в квартале были заколочены досками после исхода 1992 года. (Статья была удалена из интернета после того, как ее раскритиковали за обеление жены диктатора и его режима, но она остается доступной в архивной форме.)

В 2022 году, по оценкам экспертов, в Сирии проживало всего четыре еврея. Многие еврейские объекты десятилетиями оставались без надзора, рассказала археолог Эмма Канлифф из организации «Защита культурных ценностей и мира» в Университете Ньюкасла.

«В конфликтной ситуации это пренебрежение усиливается», — заметила Канлифф. «Те немногие люди, которые остались, чтобы присматривать за ними, затем не смогли добраться до них. Но затем, по мере того, как война прогрессировала, ущерб значительно увеличился».

Согласно отчету Фонда «Еврейское наследие», к 2020 году почти половина еврейских объектов Сирии была разрушена. Синагога «Джобар» в Дамаске, одно из немногих еврейских мест поклонения, которые все еще посещались горсткой пожилых евреев до войны, в 2014 году была в основном превращена в руины. Множество древних свитков Торы, гобеленов, люстр и других артефактов из синагоги пропали, некоторые из них были найдены в Турции.

Синагога «Аль-Бандара», одна из старейших синагог в Алеппо, также пострадала во время тяжелых боев в регионе. Синагога была отремонтирована в 1990-х годах, но снова пострадала во время гражданской войны в 2016 году. Канлифф, которая проводила исследование этого места в 2017 году, рассказала, что некоторые части здания были разрушены, а его двор был завален мусором. (Недавняя выставка виртуальной реальности в Музее Израиля в Иерусалиме позволила посетителям исследовать знаменитую синагогу, какой она была в 1947 году, используя фотографии, сделанные местной женщиной, которая позже эмигрировала.)

Тадеф, город к востоку от Алеппо, когда-то был популярным местом для евреев из-за гробницы пророка Эзры, который, как говорят, останавливался там по пути в Иерусалим. Но, согласно данным правозащитной организации «Сирийцы за правду и справедливость» святыня, после длительного периода забвения, была незаконно раскопана и разграблена как повстанческими группировками, так и сирийскими правительственными войсками в период с 2021 по 2022 год.

Ученые также обеспокоены руинами синагог римской эпохи в древних городах Сирии, таких как Апамея и Дура-Европос. По словам сотрудника Королевского антропологического института Адама Блитца, спутниковые снимки показали, что Дура-Европос была сильно разграблена, когда ее удерживали боевики «Исламского государства» (запрещено в России).

Артефакты из синагоги Дура-Европос хранятся в музеях, включая Художественную галерею Йельского университета, где выставлены 40 плиток с потолка синагоги. Но Блитц рассказал, что есть опасения, что другие артефакты с этого места были украдены боевиками.

«Существует огромный страх того, что мозаики будут расхищены», — заметил он.

По словам Канлифф, степень ущерба еврейским объектам по-прежнему трудно оценить, поскольку навыки и подготовка, необходимые для сбора информации о повреждениях, остаются ограниченными в охваченной войной стране. Расследования с использованием спутниковых снимков также займут несколько месяцев. Может потребоваться гораздо больше времени, чтобы обеспечить защиту этих объектов, поскольку культурный сектор Сирии был упущен из виду во время войны, а Сирийское управление древностей было ограничено в бюджете.

Поскольку Сирия стремительно вступает в новую эру, судьба ее объектов наследия висит на волоске. Жемчужины еврейской истории страны сохранятся только настолько, насколько это позволит ее следующий режим, отметила Канлифф.

Новый режим уходит корнями в исламские фундаменталистские движения, но в последние годы сдвинулся в сторону прагматизма, оставив открытыми вопросы о судьбе меньшинств и их интересах под его управлением.

«Поддержка людей, которые имеют возможность получить к ним доступ и защитить их, имеет решающее значение, а также необходимость инклюзивного общества, которое позволит этому произойти», — заявила Канлифф об исторических еврейских местах. «Мы не знаем, как выглядит будущее Сирии. Конечно, идет много борьбы, и то, какая группировка в конечном итоге победит, будет определять многое из того, что возможно».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции