Участники раввинской конференции в Бухаресте призывают усилить борьбы за свободу вероисповедания
Известный европейский раввин призвал 300 участников раввинской конференции в Бухаресте активизировать усилия по «пробуждению ЕС от опасного сна».
Директор Раввинского центра Европы раввин Менахем Марголин обратился к членам организации во время трехдневной конференции, проводившейся с 12 по 14 марта в Бухаресте. «Вы понимаете – если в Европе не будет раввинов, не будет будущего для европейского еврейства», – сказал он 13 марта, обращаясь к раввинам и иностранным дипломатам, которые присутствовали на праздничном ужине, в честь 18-летия со дня основания Раввинского центра Европы.
В конференции приняли участие главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф и бывший главный ашкеназский раввин Израиля Исраэль Меир Лау. В конференции участвовали раввины из 27 стран, принадлежащие к различных ортодоксальных направлениям, в основном связанными с Хабадом. Большая часть обсуждения была сосредоточена на том, как раввины на континенте могут приблизить свои общины к Торе. Акцентируя на этом внимание, Йосеф сказал на конференции, что «только благодаря изучению Торы еврейские общины будут устойчивы во всем мире».
Но Марголин также выделил дополнительные виды деятельности, необходимые для борьбы за основные религиозные свободы в Европе. «Никогда раньше я не слышал так много обеспокоенных голосов от моих коллег-раввинов о ситуации, затрагивающей еврейство в Европе», – сказал он. «Вместо того, чтобы тратить время на разговоры об улучшении и дальнейшем развитии еврейской жизни в Европе, мы обнаруживаем перед собой экзистенциальные угрозы в форме законодательства многих стран, которые, если они будут реализованы, означают начало конца еврейской жизни там.
Я говорю о законах, запрещающих кошерную пищу, кошерный убой скота, обрезание, законы о том, как нам одеваться, и кажется, что это изощренная игра некоторых политиков, выскабливающих самую нижнюю часть популистской бочки». Марголин, развивший значительную активность в попытке сорвать запреты на религиозный убой скота и брит-милу в разных европейских странах, в последнее время призывает правительство Польши не запрещать кошерный убой скота, узнав о предложении законопроекта об ограничении экспорта кошерного мяса из страны.
“Хватит. Конференция приняла решение. Мы должны разбудить ЕС от его опасного сна. Мы начнем большую и эффективную информационно-пропагандистскую кампанию со стороны всех наших членов лидеров ЕС», – продолжил он. «Наше послание простое: вы говорите, что верите и закрепляете свободу религии. Вы говорите, что это неотъемлемая часть членства в ЕС. Докажите это! Каждую неделю мы возбуждаем судебные дела в отношении государств-членов ЕС для защиты нашего образа жизни от ненужного и дискриминационного законодательства. Слов недостаточно. Нам нужны конкретные действия со стороны руководства ЕС, чтобы было ясно, что такое законодательство не соответствует европейским ценностям толерантности и уважения. И что нарушение этих ценностей несет с собой штрафные санкции».
Лау, выживший после лагеря смерти Бухенвальд, сказал раввинам, что их работа по возрождению европейского еврейства является величайшей местью нацистам, которые пытались уничтожить иудаизм в Европе. Он отметил, что до Холокоста Румыния была «колыбелью хасидского иудаизма». «Даже сегодня проявления антисемитизма в Европе растут. Они пытаются подавить голос иудаизма различными способами», – сказал он, утверждая, что деятельность раввинов в диаспоре была лучшим ответом законодателям-антисемитам.
Главный раввин Нидерландов Биньямин Якобс сказал «The Jerusalem Post», что в его стране усиливается антисемитизм, и предупредил, что история может повториться. Отмечая высокий процент голландских евреев, убитых во время Холокоста, он говорит, что многие голландцы были безразличными к судьбе своих еврейских соотечественников. «Это может повториться», – сказал он. Известная история Анны Франк, по его словам, обманчиво ведет людей к мысли, что большинство голландцев пытались помочь евреям, жившим в стране. Собственный дом Якобса окружен полицейскими камерами после того, как его забросали камнями. Его также сопровождают на улицах сотрудники службы безопасности. Сегодня, по его словам, ситуация, когда выражение «грязный еврей» можно услышать на улице, постепенно становится нормой.
Он отчасти объясняет увеличение антисемитских настроений притоком беженцев в Европу из стран, где они росли на антисемитизме. Образование в этой сфере, по его словам, отсутствует, хотя оно жизненно важно, чтобы этому противостоять.