Британский профессор, уволенный за антисемитизм, добился решения трибунала по трудовым спорам о том, что он подвергся дискриминации
Профессор социологии, уволенный из Бристольского университета после того, как его обвинили в антисемитских комментариях, добился “знакового” решения о том, что он подвергся дискриминации из-за своих антисионистских убеждений, пишут журналистки “Guardian” Кэролайн Дэвис и Харриет Шервуд.
Суд по трудовым спорам постановил, что профессор Дэвид Миллер был несправедливо уволен, и что его “антисионистские убеждения квалифицируются как философские убеждения и как находящиеся под охраной в соответствии с разделом 10 Закона о равенстве 2010 года”. Юридическая фирма “Rahman Low”, представлявшая интересы Миллера, приветствовала это как “знаковое решение”. “Это судебное решение впервые устанавливает, что антисионистские убеждения защищены на рабочем месте”.
Союз еврейских студентов заявил, что решение, вынесенное 5 февраля, “может создать опасный прецедент в отношении того, что можно законно говорить в кампусе о студентах – евреях и обществах, занимающих центральное место в их социальной жизни. В конечном итоге это сделает жизнь студентов-евреев менее безопасной”. Миллер, первоначально вызвал споры в 2019 году, когда в лекции он назвал сионизм одним из пяти источников исламофобии и показал диаграмму, связывающую еврейские благотворительные организации с сионистским лоббированием. Жалобы на то, что это напоминает антисемитский стереотип о том, что евреи оказывают тайное влияние на политические дела, были отклонены университетом как нарушающие свободу научных исследований. С тех пор комментарии Миллера в онлайн-лекциях, описывающие Израиль как “врага мира во всем мире”, и описание еврейского сообщества в университете как “израильской лоббистской группы”, которая “создала истерию” по поводу его лекций, еще больше усилили напряженность.
Ученые по всему миру подписывали письма – соперники. Одно из них описывало взгляды Миллера на сионизм как “морально предосудительную” теорию заговора, которая ставит под угрозу общественные отношения в кампусе, в то время как другое предупреждало, что расследование в отношении его разжигает “культуру самоцензуры и страха”, и призвало университет защищать свободу слова.
В иске Миллера утверждалось, что он стал объектом организованной кампании нескольких организаций и отдельных лиц, выступавших против его антисионистских взглядов, которая была направлена на обеспечение его увольнения. Университет подверг его “дискриминационному и несправедливому разбирательству о неправомерном поведении, которое в конечном итоге завершилось его увольнением в упрощенном порядке”, писал он. В то время университет заявил, что, хотя юрисконсульт пришел к выводу, что предполагаемые комментарии Миллера “не являются незаконными высказываниями”, дисциплинарное слушание пришло к выводу, что он “не соответствовал стандартам поведения, которые мы ожидаем от наших сотрудников”. В 108-страничном решении, вынесенном 5 февраля, Бристольский суд по трудовым спорам постановил, что Миллер подвергся дискриминации, основанной на его философских убеждениях, и прав в своем иске о неправомерном увольнении. Адвокат Миллера Зиллур Рахман заявил, что это дело “знаменует собой поворотный момент в истории нашей страны для тех, кто верит в защиту прав палестинцев”. Это решение будет “приветствоваться многими, кто в настоящее время сталкивается с преследованиями на своих рабочих местах за высказывания против преступлений израильского государства и геноцида, происходящего в Газе”. Миллер, по его словам, будет добиваться “максимальной компенсации”.
Трибунал постановил, что любая компенсация будет уменьшена наполовину, “поскольку увольнение истца было вызвано его собственными действиями”.
Миллер заявил, что он “очень горд тем, что нам удалось установить, что антисионистские взгляды квалифицируются как защищенные убеждения в соответствии с Законом Великобритании о равенстве. Это было самой важной причиной для рассмотрения дела. И я надеюсь, что оно станет пробным камнем во всех будущих битвах, с которыми мы столкнемся, с расистской и геноцидальной идеологией сионизма и движением, к которому оно примыкает”.
Бристольский университет заявил, что он “разочарован”. Добавив: “Мы признаем, что эти вопросы вызвали глубокую озабоченность у многих, и что члены нашего сообщества придерживаются совершенно разных взглядов друг на друга. Поэтому мы призываем всех реагировать ответственно и деликатно в нынешних условиях”.
Слушания в трибунале состоялись в октябре, всего через несколько дней после того, как ХАМАС совершил зверства против израильтян, живущих вблизи границы с Газой, и спровоцировал войну, которая опустошила Газу и унесла жизни более 27 000 человек. За последние четыре месяца во всем мире идут ожесточенные споры по этим вопросам, в частности, в кампусах Великобритании, США и других стран, где в центре внимания были свобода слова, определение антисемитизма и вопрос о том, приравнивается ли антисионизм к антисемитизму.