Новости

Беспорядки в Париже вызвали у местных евреев страх, что они станут объектами насилия

3 июля 2023, 13:00 Франция
Поделиться

Перед заходом солнца Йонатан К. плотно задергивает шторы в своей квартире в парижском пригороде Сарсель и следит за тем, чтобы снаружи не было видно света, пишет журналист “The Times of Israel” Канаан Лидор.

“Я не хочу, чтобы моя квартира была видна с улицы и стала мишенью”, – заявил “Times of Israel” Йонатан К., 40-летний еврей, работающий в городе специалистом по закупкам. “Я очень боюсь”, – добавил он, имея в виду волну ночных беспорядков, которая потрясла улицы Сарселя и другие районы по всей стране с крупными мусульманскими общинами.

Беспорядки вспыхнули 27 июня после убийства полицейским 17-летнего юноши алжирского происхождения. Подросток был за рулем арендованного “Mercedes” и отказался выполнять инструкции офицера, который остановил его для обычной проверки на обочине недалеко от Парижа. Офицер застрелил его, как сообщается, опасаясь за жизни других офицеров. Тысячи евреев, живущих в Сарселе и других районах с большим мусульманским населением, воспринимают беспорядки как прямую угрозу и напоминание о непостоянстве жизни в многолюдных кварталах, где ранее фиксировались случаи антисемитского насилия.

В Сарселе, обычно спокойном, но оживленном пригороде с этнически разнообразным населением и нехваткой парковочных мест, беспорядки превратили городской ландшафт в зону боевых действий, где мародеры разбивают витрины магазинов в свете горящих шин. Беспорядки являются поляризующим событием в и без того разделенном обществе и испытанием для администрации президента Эмманюэля Макрона. Политик с левоцентристской электоральной базой, он, тем не менее, пошел дальше, чем любой из его недавних предшественников, в решении проблем иммигрантов, посрамив многих скептиков справа. Несколько лидеров общины подтвердили, что до сих пор участники беспорядков не нападали на евреев.

Неизвестные преступники осквернили памятник жертвам Холокоста в Нантере, пригороде Парижа, где был убит 17-летний подросток, которого французские СМИ называют только Наэль М. Преступники нанесли на памятник надпись “Полицейские отбросы” краской из баллончика. Кроме того, некоторые антисемитские выкрики были слышны во время антиполицейских беспорядков, что является частью хорошо документированных настроений среди некоторых мусульман, которые рассматривают евреев как часть репрессивной структуры власти. Но “мы не являемся мишенью. Это просто хаос; участники беспорядков разгромили магазины, принадлежащие евреям, магазины, принадлежащие арабам, даже автобусные станции и метро, которыми пользуются их семьи, чтобы добраться до работы”, – заявил Йонатан К. По словам Йонатана К., кошерный супермаркет и магазин париков для ортодоксальных еврейских женщин были среди разграбленных предприятий в Сарселе. Но “в этом безумии не было логики. Они просто громят любой магазин на своем пути, не выбирая”, – добавил он.

По словам Йонатана К., многие участники беспорядков не старше 15, а некоторым даже 12. “Здесь нет идеологии; это дети, участвующие в варварстве”, – заявил он.

В обращении на этой неделе Макрон призвал родителей взять на себя ответственность за несовершеннолетних участников беспорядков, треть из которых, по его словам, были “молодыми или очень молодыми”. С 27 июня полиция арестовала сотни участников беспорядков, в том числе в Обервилье, еще одном мусульманском пригороде Парижа. Здесь проживает меньше евреев, но в нем находится большая и популярная еврейская школа, связанная с движением “Хабад-Любавич”. Каждый будний день утром и днем там собираются микроавтобусы, чтобы забрать и вернуть сотни учеников – евреев со всего парижского региона.

Беспорядки “вызвали задержки из-за дорожных осложнений”, – рассказал “The Times of Israel” раввин Ари Цви Нисилевич, который живет в Дранси, но связан с хабадской общиной Обервилье. Беспорядки потребовали принятия некоторых мер безопасности, которые Нисилевич отказался обсуждать. “Но, насколько нам известно, школа не подверглась нападению, и беспорядки происходят спустя долгое время после окончания занятий”, – заметил он.

Для евреев Парижа и особенно Сарселя беспорядки напоминают события 2014 года, когда преступники атаковали принадлежащие евреям магазины в этом пригороде, прозванном “маленьким Иерусалимом” из-за его многочисленного еврейского населения – около 20000 человек. Нападения 2014 года, которые также были направлены против нескольких синагог за пределами Сарселя, были частью взрыва враждебности мусульман по отношению к евреям на фоне войны в Газе 2014 года между Израилем и ХАМАСом и другими террористическими группами в палестинском анклаве.

“В 2014 году я боялся как еврей. На этот раз я боюсь как француз”, – заметил Йонатан К., отметив, что у него нет ближневосточной внешности. Полиция и пожарные часто становятся объектами насилия со стороны участников беспорядков, которые, по мнению многих, действуют из-за недовольства французским обществом, где ультраправые, выступающие против иммиграции, являются второй по величине политической силой. Некоторые считают, что другие инциденты отражают религиозный аспект беспорядков, которые происходят в районах с преобладанием мусульманского населения. 29 июня двое неизвестных избили и ограбили священника в Сент-Этьене недалеко от Лиона.

Существуют разногласия по поводу того, было ли нападение, второе нападение на священника в регионе за три недели, частью беспорядков. Нападения на почве ненависти против христиан множатся во Франции, где в 2021 году Министерство внутренних дел зарегистрировало 1052 антихристианских преступления на почве ненависти, что почти вдвое больше, чем нападений на евреев. Это означало, что христиане были, по крайней мере в абсолютных цифрах, религиозной группой, которая больше всего пострадала в том году. Это беспокоит многих французских евреев, которые рассматривают сотни антисемитских и антихристианских нападений, а также нападения на полицию как часть того же возрождения радикального ислама в общинах иммигрантов и их потомков во Франции.

Заявления Макрона по этому поводу наводят на мысль, что он разделяет эти опасения. В 2020 году он объявил о том, что он сам назвал “радикальным” планом, требующим, чтобы дети посещали признанные государством школы с 3-летнего возраста, фактически запрещающим практику мусульманского домашнего обучения и требующим от религиозных организаций присяги на верность государству. В 2019 году Макрон заявил, что Франция должна создать “общество бдительности” в борьбе с “гидрой” исламистской воинственности.

Его формулировки, которые напоминали терминологию ультраправых и были беспрецедентными в устах действующего президента, отражали растущее негодование по отношению к радикальному исламу после террористических атак редакции журнала “Charlie Hebdo”, супермаркета “Hyper Cacher” и концертного зала “Bataclan” в 2015 году, одних из самых жестоких инцидентов в волне насилия джихадистов, в результате которых во Франции погибли сотни человек.

Многие французские евреи похвалили Макрона за жесткую позицию. Но продолжение широкомасштабных беспорядков, связанных с политикой иммиграции из мусульманских стран, несмотря на его действия, вызывает новые опасения. “Со стороны правоохранительных органов чувствуется халатность, нежелание решать проблему”, – заявил Йонатан К. “Полицейских не хватает, и их нет рядом, когда происходят беспорядки”. Замечания Макрона, классифицирующего расстрел полицией подростка в Нантере как “непростительный”, только усилили опасения Йонатана К. по поводу того, как власти справляются с беспорядками, в результате которых были повреждены тысячи автомобилей и магазинов. 30 июня Макрон объявил о развертывании 45000 полицейских по всему Парижу для борьбы с, по его словам, “текущим кризисом”. Он высоко оценил “мужество” полиции и ее сотрудников и осудил “тех, кто использует этот момент, чтобы сеять ненависть”.

Но, осудив стрелявшего офицера, который, как сообщается, рассказал, что застрелил Наэля М., потому что опасался, что подросток протаранит напарника офицера своей машиной, “Макрон нарушил разделение властей и дал понять полиции, что он ее не прикроет”, – заметил Йонатан К. Позицию Йонатана К. в поддержку полиции разделяют как лидеры, так и рядовые члены еврейской общины Франции, насчитывающей около 400000 человек, чьи синагоги и школы в течение нескольких лет находились под защитой полиции и армии. По словам главы марсельского отделения федерации еврейских общин Франции CRIF Бруно Бенджамина, беспорядки в городе произошли за пределами районов, облюбованных 70000 с лишним евреев города. “Для евреев города нет специальных инструкций по безопасности. Но сейчас для кого бы то ни было гулять по ночам – плохая идея”, – заметил он “The Times of Israel”. Бенджамин говорит, что было слишком рано судить о том, как власти справляются с ситуацией. “Послушайте, вот уже три-четыре ночи у нас каждую ночь происходят массовые беспорядки. Если это продолжится, мы узнаем, что проблема серьезнее, чем мы думали”, – заметил Бенджамин “The Times of Israel”.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции