Новости

Берлинская выставка исследует антисемитизм художника Эмиля Нольде, сторонника нацистской партии

14 апреля, 15:00 искусство
Поделиться

В одном из берлинских музеев открылась выставка, основанная на многолетних исследованиях жизни художника-экспрессиониста Эмиля Нольде, которая развенчивает остатки его образа как жертвы нацистского режима.

Нольде, который умер в 1956 году, был одним из выдающихся художников, чьи работы были осуждены как «дегенеративное искусство» при нацистском режиме. Но он также был членом нацистской партии, и, как показала выставка, представленная 11 апреля в музее «Гамбургский вокзал», антисемитом и сторонником нацистской идеологии, который надеялся завоевать признание режима даже после того, как ему было запрещено в 1941 году участвовать в выставках, продавать и публиковать его работы. Выставка также рассматривает возвеличивание Нольде как пионера искусства и жертвы нацизма после Второй мировой войны. Она завершается картиной, которая годами висела в офисе канцлера Ангелы Меркель, пока Меркель недавно не вернула ее берлинскому музею для выставки.

«Наш взгляд на Нольде должен будет измениться, и наше представление об этой фигуре должно будет измениться», – сказал журналистам директор музея Удо Киттельманн. «Только теперь становится очевидно, насколько систематически он заигрывал с нацизмом и особенно с антисемитизмом». Выставка является результатом исследовательского проекта, начатого в 2013 году. Историкам и кураторам Айе Сойке и Бернхарду Фульду был предоставлен неограниченный доступ к архивам, содержащим более 25 000 документов, в Фонде Нольде в Зеебюле, недалеко от датской границы, где жил художник. В экспозицию вошли документы составленные на протяжении всей карьеры Нольде, в том числе антисемитские письма художника, появившиеся еще до Первой мировой войны. Она исследует его убежденность в том, что он был неправильно понятым художественным гением, и его утверждение о том, что его бойкотировала сфера искусства, в которой преобладают евреи.

Нольде был почетным гостем Генриха Гиммлера на мероприятии в 1933 году, спустя несколько месяцев после прихода к власти Адольфа Гитлера, и в мемуарах 1934 года позиционировал себя как пионер «чистого» немецкого искусства. В 1935 году музей Эссена Фолькванг приобрел более 450 графических работ Нольде. Однако, в 1937 году 48 произведений Нольде были взяты из музейных коллекций Германии, чтобы стать частью передвижной нацистской выставки «Дегенеративное искусство». Нольде написал министру пропаганды Йозефу Геббельсу письмо, в котором просил его положить конец «клевете» на его работу и объявил о своей «борьбе с иностранным проникновением в немецкое искусство». Ему удалось вернуть некоторые работы, и в то же время он написал серию «Картины викингов», более соответствующую вкусам того времени.

Нольде, о членстве которого в нацистской партии давно известно, был реабилитирован в послевоенном процессе денацификации, в основном из-за запрета на участие в выставках. Его работы позже нашли место в кабинетах канцлера Гельмута Шмидта и, совсем недавно, Меркель. Меркель не прокомментировала отказ от картин Нольде из своего офиса, за исключением слов о том, что ее попросили вернуть временно взятые картины. Она также не объяснила, почему взамен были повешены две картины, которые написал Карл Шмидт-Роттлафф, еще один экспрессионист, чьи работы были классифицированы как «дегенеративные», но который, как известно, делал антисемитские заявления во время Первой мировой войны.

После войны восприятие нацистской эры состояло в том, что «были преступники, их последователи и жертвы, и Эмиль Нольде смог, благодаря кампании против «дегенеративного искусства», легко быть отнесен к группе жертв», сказал директор Фонда Нольде Кристиан Ринг. «Эмилю Нольде есть за что поблагодарить реакционный вкус Адольфа Гитлера в искусстве». Ринг также признал, что после войны фонд способствовал поддержанию ложного имиджа Нольде.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции