Байден и Нетаньяху провели «прямой и продуктивный» телефонный разговор после иранской атаки
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 9 октября, впервые за почти 50 дней, провел телефонный разговор с президентом США Джо Байденом, поскольку Иерусалим стремится координировать с Вашингтоном свой ответ на иранскую баллистическую ракетную атаку на прошлой неделе, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид.
Израиль пообещал сокрушительный ответ, но Байден, который направил американские войска, чтобы помочь предотвратить атаку, выразил несогласие с атакой на ядерные или нефтедобывающие объекты Ирана. Нетаньяху запретил своему министру обороны Йоаву Галланту лететь в США для встреч с высшими должностными лицами администрации, пока он не поговорит с Байденом.
Президент США давно был разочарован тем, как Нетаньяху ведет войну в Газе, а также боевыми действиями Израиля в Ливане, сетуя на отсутствие у него стратегии того, как положить конец конфликту. Но Белый дом охарактеризовал телефонный разговор 9 октября как «прямой и продуктивный», а Офис премьер-министра заявил, что он был проведен в «позитивном духе».
Вице-президент и кандидат в президенты от Демократической партии Камала Харрис слушала телефонный разговор. В отчете Белого дома не было никакой новой информации относительно позиции США по потенциальному ответному удару Израиля по Ирану. Там отмечалось, что Байден «подтвердил свою нерушимую приверженность безопасности Израиля и недвусмысленно осудил» ракетный удар Тегерана 1 октября. «Как вы видели на прошлой неделе, Соединенные Штаты полностью поддерживают право Израиля защищать себя от Ирана и всех его сателлитов, включая «Хезболлу», ХАМАС и хуситов», — заявил Байден группе американских раввинов в последующем телефонном разговоре посвященном осенним праздникам, в ходе которого он упомянул о перехвате США ракет, направленных в сторону Израиля.
Координатор Белого дома на Ближнем Востоке Бретт Макгерк заявил примерно 5000 участников телефонного разговора, что США «привержены привлечению Ирана к полной ответственности за эту атаку, и мы продолжим это делать». Подчеркивая военное присутствие США в регионе, Макгерк заметил: «Всё приходит и уходит, но мы гарантируем, что у нас очень сильная сдерживающая позиция, потому что мы знаем, что Иран стоит за этой сетью террора, которая фокусирует свое внимание не только на американцах, но и особенно на Израиле».
Галлант, тем временем, поклялся 10 октября, что удар Израиля по Ирану будет «смертоносным, точным и особенно неожиданным». Выступая во время визита в разведывательное подразделение 9900 Армии обороны Израиля — подразделение, которое собирает разведданные на театрах военных действий — Галлант заявил, что Иран «не поймет, что с ним случилось или как». Он заметил, что удар Ирана на прошлой неделе, напротив, был «агрессивным, но они потерпели неудачу, потому что были неточными». Он также рассказал, что вся израильская система безопасности, от солдата на земле до премьер-министра, была синхронизирована вокруг удара по Ирану: «Вся цепочка командования выстроена и сосредоточена на этой проблеме».
Во время телефонного разговора с Нетаньяху Байден также «подтвердил право Израиля защищать своих граждан от террористической группировки «Хезболла», подчеркнув при этом необходимость дипломатического соглашения между Израилем и «Хезболлой», которое позволило бы гражданским лицам по обе стороны «Голубой линии» вернуться в свои дома», говорилось в отчете Белого дома о разговоре. В последние дни администрация Байдена постепенно отошла от своей инициативы о 21-дневном прекращении огня вдоль «Голубой линии», одновременно усилив поддержку ограниченных израильских рейдов, направленных на демонтаж постов «Хезболлы» вдоль границы, которые были начаты через несколько часов после того, как Белый дом выдвинул предложение о прекращении огня 25 сентября.
Согласно отчету Белого дома, Байден подчеркнул «необходимость минимизировать ущерб гражданскому населению, в частности, в густонаселенных районах Бейрута», где Израиль наносит авиаудары, в основном, по опорному пункту «Хезболлы» Дахие. На пресс-конференции 9 октября пресс-секретарь Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что, хотя США поддерживают ограниченные наземные вторжения, которые ЦАХАЛ в настоящее время проводит в Ливане, они не хотят, чтобы они распространялись глубже в Ливан или чтобы присутствие Израиля стало долгосрочным, как после войны 1982 года. «Мы знаем о долгой истории действий Израиля в Ливане, начинавшейся с ограниченных наземных операций, превращавшихся в более полномасштабные наземные операции, переходившие в оккупацию, против чего мы очень ясно выступаем», — заметил Миллер.
Хотя американские чиновники открыто говорили о своей обеспокоенности «расползанием миссии» Израиля, это, похоже, был один из первых случаев, когда кто-то из них публично подробно рассказал, что это значит. «Мы хотим, чтобы они ограничили свои операции тем, что мы видели на сегодняшний день… Это относится к площади земель, на которые они заходят в Ливане, а не к количеству войск, которые они размещают», — пояснил Миллер. «В конечном итоге мы хотим вернуться к выполнению резолюции 1701, что означает, что правительство Израиля отступает за границу», — рассказал он, имея в виду резолюцию Совета Безопасности ООН, которую «Хезболла» давно нарушает, не разоружая и не отводя свои силы к северу от реки Литани в 29 километрах от границы Израиля и Ливана. Тем не менее он подчеркнул, что США выступают против массовых авиаударов в Ливане, подобных тем, которые Израиль нанес в Газе. «Мы не можем и не должны видеть, как ситуация в Ливане превращается во что-то похожее на ситуацию в Газе».
Байден и Нетаньяху во время своего телефонного разговора также обсудили ситуацию в Газе, согласившись с «настоятельной необходимостью возобновить дипломатию для освобождения заложников, удерживаемых ХАМАСом». Переговоры зашли в тупик более месяца назад, и Вашингтон возложил основную вину на лидера ХАМАСа Яхью Синвара, заявив, что он вообще отказался участвовать в этих усилиях. Но Байден также поднял перед Нетаньяху вопрос о «гуманитарной ситуации в Газе и необходимости восстановить доступ на север, в том числе путем немедленного восстановления коридора из Иордании».
В последние дни участились сообщения от гуманитарных организаций о том, что они не смогли получить доступ и оказать помощь северной части Газы, где Израиль вновь усилил военные операции. Байден и Нетаньяху «договорились оставаться в тесном контакте в ближайшие дни как напрямую, так и через свои группы по национальной безопасности», — добавили в отчете США, указав, что вскоре состоится еще один звонок после того, как они не разговаривали с 21 августа.
Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер отметила, что два лидера разговаривали более десятка раз после нападения ХАМАСа 7 октября прошлого года. Позже Байден заявил, что разговор с Нетаньяху в среду длился около часа, Жан-Пьер рассказала, что он длился 30 минут, а офис Нетаньяху заявил, что он длился 50 минут.
Офис Нетаньяху нечасто публикует отчеты о таких звонках и не сделал этого и в этот раз.
Во время телефонного разговора с американскими раввинами в честь праздников Байден посетовал на бескомпромиссный характер нынешнего правительства Израиля. Байден повторил слова, которые он говорил и раньше, о своей идентификации как сиониста и своей вере в то, что евреи во всем мире будут в меньшей безопасности без государства Израиль. «Это не значит, что израильское руководство не должно быть более прогрессивным, чем оно есть. Но это значит, что оно должно существовать, и это то, что беспокоит меня больше всего в том, что происходит сейчас», — заметил Байден.
Во время пресс-конференции Жан-Пьер избегала отрицать, что Байден назвал Нетаньяху «чертовым лжецом» и «чертовым плохим парнем» в начале этого года, как было раскрыто 8 октября в новой книге журналиста Боба Вудворда. «Это не то, что я могу подтвердить», — заявила она, когда ее спросили об этих высказываниях. «Будет написано много книг об этой администрации и многих администрациях… Я не собираюсь оценивать подробности в каждой из этих книг». Когда «Politico» впервые сообщило, что Байден назвал Нетаньяху «плохим парнем» в феврале, Белый дом выступил с решительным опровержением. Байден подробно рассказал во время своего разговора с американскими раввинами об «абсолютно отвратительном» всплеске антисемитизма в стране и за рубежом после атаки 7 октября, подробно описав шаги, предпринятые его администрацией для борьбы с этим явлением. Президент призвал участников разговора сообщать об антисемитских инцидентах в его администрацию, где министерства образования и внутренней безопасности принимают меры по преследованию таких действий. Байден также назвал «отвратительными» антисемитские оскорбления, которым подвергаются некоторые из его помощников – евреев, участвовавших в усилиях по реагированию на ураган. «Это должно прекратиться сейчас», — заметил он, добавив, что его администрация «призывает компании-владельцы социальных сетей принять политику нулевой толерантности к антисемитизму и другому контенту, разжигающему ненависть».
Президент США продолжил размышлять о том, что осенние праздники представляют собой «тонкий, но глубокий баланс между радостью и болью», который воплощает дух еврейского народа в более широком смысле. Байден рассказал, что симпатия его отца к евреям во время Холокоста и к Израилю сформировала его политические взгляды. Он заявил слушателям, как и в прошлом, что отправляет своих детей и внуков посетить нацистский концентрационный лагерь Дахау, чтобы они прониклись его ужасами. То, что он увидел, посетив Израиль сразу после атаки ХАМАСа, в ходе которой палестинские террористы убили 1200 человек и похитили 251, заметил Байден, было «вторым, малым Холокостом». «Я хотел, чтобы мир знал, где я стою и где стоит Америка», — подчеркнул он.
Раввины в ходе телефонного разговора задавали вопросы об отношениях между США и Израилем, об антисемитизме и о репродуктивных правах. Основное внимание уделялось распространению студенческих протестов против поддержки Израиля со стороны США, которые порой перерастали во враждебность по отношению к студентам – евреям. Главный советник Байдена по внутренней политике Нира Танден заявила, что администрация намерена пресекать такие атаки. «Министерство внутренней безопасности одобрило и предоставило ресурсы для обучения сотрудников правоохранительных органов кампуса тому, как обеспечить безопасность студентов-евреев на территории кампуса, и мы продолжим работать над тем, чтобы студенты – евреи могли получать образование, не подвергаясь запугиваниям и оскорблениям», — рассказала Танден, призвав участников телефонного разговора сообщать о любых оскорблениях.