Новости

Археология как политическая наука

5 декабря 2017, 10:34 Археология
Поделиться

В Израиле археология – это нечто большее, чем просто наука. Действительно, любой артефакт, обнаруженный здесь, может оказаться особенным с точки зрения геополитических последствий, и может использоваться воюющими группировками для определения “фактов на местах” в самом спорном регионе мира. Битва между правыми и левыми идеологами очевидна на археологических объектах в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу, где открытия регулярно демонстрируются всему миру как свидетельство суверенитета Израиля на еврейской земле или как свидетельства оккупации.

Двумя основными противниками продолжающейся войны за законный суверенитет между евреями и палестинцами являются левая археологическая неправительственная организация “Эмек Шавех” и правая организация “Фонд города Давида” (также известная как “Элад”). Первая из них в основном финансируется европейскими странами с явно «антиоккупационной» позицией, в то время как последняя считает термин «оккупация» подстрекательством и оскорблением людей, чья связь с Иерусалимом составляет тысячи лет. Эта затяжная война достигла пика в мае, когда ЮНЕСКО одобрила резолюцию, отвергающую связи евреев с Иерусалимом, в том числе с Храмовой горой, что вызвало заявления о грубом антисемитизме в адрес международного органа.

На прошлой неделе главы “Эмек Шавех” и “Фонда города Давида” объяснили, почему они утверждают, что их противники пытаются манипулировать историей, чтобы продвигать соответствующие политические взгляды за счет самой науки. Йонатан Мизрахи, израильский археолог, который является исполнительным директором “Эмек Шавех”, основанной в 2009 году, протестует против «оккупации» и утверждает, что “Элад” нарушает целостность памятников в городе Давида, которые он контролирует и представляет общественности. Через свою неправительственную организацию он проводит постоянную кампанию – главным образом, путем подачи ходатайств в Высший суд – чтобы не допустить проведения “Эладом” археологических раскопок, включая  раскопки “парковки Гивати” и близлежащих туннелей Западной стены. По словам Мизрахи, “Элад” в первую очередь фокусируется на библейском археологическом периоде в местах, которые он контролирует в сотрудничестве с Израильским управлением древностей, в то же время маргинализируя другие цивилизации и культуры, включая эллинистический, римский, византийский и мусульманский периоды.

«Археология – это наука, – говорит Мизрахи. – Это способ узнать об истории этой земли. И мы сравниваем как археология используется в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу по сравнению с остальной частью Израиля. Когда дело доходит до Западного берега или Восточного Иерусалима, явно видно как управляются эти археологические объекты; что рассказывают об этих местах; способ представления раскопок общественности; и то, какие слои (земли) были или не были сохранены, также является проблемой». Мизрахи утверждает, что название «Город Давида» по своей сути является проблематичным с точки зрения нейтрального археологического описания района для миллионов иностранных туристов в регионе. «Когда вы сравниваете город Давид с списком имен всех национальных парков в Израиле, вы обнаружите, что все другие места названы в соответствии с их географией, а город Давида назван в честь национальной фигуры», – говорит он. – Главная проблема с городом Давидом заключается в том, что с самого начала повествование начинается с царя Давида, и именно здесь люди начинают закрывать глаза на другие рассказы … но в этом месте речь должна идти не только о царе Давиде». Мизрахи продолжает: «Там должно быть рассказано о том, как развился Иерусалим; кто основал Иерусалим; почему он там был создан; что случилось с Иерусалимом, почему он превратился из очень маленького ханаанского города в очень большой иудейский город; и что произошло в  эллинистический, римский, византийский и мусульманский периоды».

Мизрахи говорит, что решение состоит в том, чтобы изменить название места, так как никакая культура не считается более важной, чем другая. «Мы определенно считаем, что это место следует называть «Древним Иерусалимом» или «Местом , где возник Иерусалим», где посетители могут узнать, почему люди решили жить и строить в Иерусалиме и что произошло во время его [истории]», – говорит он. – Это способ показать людям, что история очень разнообразна, а археология не принадлежит одной нации, потому что она показывает разные культуры, которые здесь жили. И это противоположно тому, что происходит в городе Давида, потому что с самого начала место называется «Давид» и подчеркивает нарратив еврейского народа». Более того, Мизрахи утверждает, что Туристический центр города Давида, который ежегодно привлекает более 500 000 посетителей со всего мира, непропорционально выпячивает еврейскую историю по сравнению со всеми остальными. «Здесь вы можете найти истории о [других культурах и цивилизациях], но если вы узнаете, что 10% повествования относится к этим слоям, а 90% относится к царю Давиду, то в этом и состоит проблема, потому что повествование  не сбалансировано», – говорит он. Отвечая на вопрос о реальных решениях, чтобы представить нейтральный исторический фон, основанный исключительно на науке, чтобы предотвратить искажение других описаний, Мизрахи предполагает, что надзор “Элада” над этим районом должен быть отменен и заменен надзором Управления природы и парков.

«Например, если вы сравниваете то, что происходит в национальных парках в Израиле, они гораздо лучше, чем город Давида, показывают общественности разнообразие культур, – говорит он. – Итак, если бы  Управление природы и парков могло профессионально развивать город Давида без политического влияния, я уверен, что вы увидели бы другую презентацию этого места, основанную на доказательствах, подобно тому, что я видел в других местах». Мизрахи также называет проблемными археологические объекты Тель-Шило и Сусия на Западном берегу, потому что они управляются поселенцами, а не нейтральным органом экспертов. «Эти места очень плохо управляются поселенцами, которые используют их для оправдания своих поселений, и проигнорировали многие слои археологических свидетельств, чтобы сосредоточиться на соотношении их находок с Библией, – говорит он. – Мы регулярно критикуем то, как представлены их находки, потому что они всегда связаны с поселением. Также, я не говорю, что в этих местах нет еврейской истории – мы действительно верим в еврейскую историю, но мы говорим, что вы не можете сосредоточиться только на этом периоде и проигнорировать всю историю». Мизрахи продолжает: «Когда вы контролируете прошлое, вы контролируете настоящее и будущее. И когда вы контролируете археологические объекты и контролируете, как люди видят его, когда они приходят посетить их, они видят что «это принадлежит исключительно нам».

Естественно, Зеев Оренштейн, директор по международным вопросам “Фонда города Давида”, основанного в 1980-х годах, говорит противоположное. Он говорит, что “Эмек Шавех” – это не что иное, как представитель ЮНЕСКО и европейских правительств, решивших окончательно уничтожить суверенитет Израиля в Иерусалиме, несмотря на неопровержимые доказательства того, что это действительно родина евреев. «Раскопки в городе Давида, помимо всего прочего, доказывают, что тысячи лет связи евреев с Иерусалимом являются не политикой, а историей, – говорит он. – Дело в том, что есть те, кому угрожают такие вещи – будь то Организация Объединенных Наций, палестинцы или другие, – поэтому они пытаются взять археологию и сделать ее политикой». Отметив, что “Эмек Шавех” выступила с заявлением, в котором говорится, что резолюция ЮНЕСКО, отменяющая связь евреев с Иерусалимом, «сбалансирована и необходима», Оренштейн говорит, что эта неправительственная организация стабильно предвзято относится к археологическим доказательствам.

Более того, Оренштейн говорит, что неучастие “Эмек Шавех” в Проекте просеивания земли Храмовой горы – кропотливом просмотре сотен тонн земли, незаконно выкопанных в самом священном для иудаизма месте в 1999 году, чтобы построить подземную мечеть, – является доказательством избирательности их возмущения. Мизрахи отмечает, что инцидент произошел почти за 10 лет до образования его организации, и он считает его преступлением, но признает, что “Эмек Шавех” не так критично относится к нему, как к многочисленным другим действиям “Элада”. «Они молчат, когда речь идет об уничтожении древностей мусульманским Вакфом на Храмовой горе, – говорит Оренштейн. – Почему они не сотрудничают с Проектом просеивания земли Храмовой горы? Почему они его не поддерживают? Вы могли бы подумать, что “Эмек Шавех”, которая так много заботится о археологии и сохранении всех слоев древностей и истории, будет громко кричать об уничтожении древносте ». Чтобы отказаться от представления о том, что “Элад” является также политическим ангажированным, Оренштейн приводит недавнее открытие в городе Давида – самое раннее свидетельство наличия семян баклажанов, относящихся к мусульманскому периоду, 1100 лет назад. «Если бы это была политика, мы бы сказали: «О, это мусульманский период. Кого это волнует? Это не интересно никому, – говорит он. – Но мы и Израильское управление древностей признаем, что Иерусалим имеет много слоев своей истории, и мы пытаемся сохранить эту историю и поделиться с людьми всех конфессий и всего мира». Оренштейн продолжает: «Мы признаем, что евреи имеют глубокую связь с Иерусалимом, что христиане имеют глубокую связь с Иерусалимом и что мусульмане имеют связь с Иерусалимом – это не угрожает городу Давида, и это не должно угрожать любому, кто верит в археологию. Пусть он говорит сам за себя».

Оренштейн добавляет, что неудивительно, что большинство посетителей в Иерусалиме в первую очередь интересуются историей и археологическими находками библейской эпохи, которые прежде всего были обнаружены в самом городе Давида. Да, он отрицает утверждение Мизрахи о том, что “Элад” игнорирует или уменьшает ценность нееврейских периодов, подчеркивая, что все раскопки осуществляются объективными международно известными археологами и исследователями. «Бывает так, что в городе Давида наиболее раскопанные участки относятся к библейскому периоду времени, – говорит он. – То, что делает “Эмек Шавех”, ставит под сомнение авторитет некоторых из ведущих археологов в этой стране и мире, потому что это археологи из Управления по вопросам древностей и из академических учреждений всей страны проводят раскопки и интерпретируют выводы, решая, где копать и где остановиться».

Оренштейн отрицает утверждение Мизрачи о том, что 90% экспонатов в Туристическом центре города Давида относятся к еврейской истории. «Половина того, что вы найдете там, относится к периоду ханаанеев, который не евреи, – отмечает он. – Но, вы можете сказать, почему мы больше не находим предметов периода ислама? На самом деле есть очень простой ответ: если вы вернетесь на 450 лет назад, когда Сулейман построил стены вокруг Иерусалима, где он их построил? Он построил их вокруг Старого Города. Итак, когда Сулейман, османы и мусульмане строили стены вокруг Иерусалима, город Давида не был частью этого. Хотя они были обеспокоены безопасностью Иерусалима, находившегося в непосредственной близости от Старого города, но это не то место, где находится город Давида». «Важно отметить, что когда кто-то посещает город Давид сегодня, они могут выбрать любой тип гида, который они хотят, и он может сосредоточиться на любом историческом периоде, на котором они хотят сосредоточиться», – добавляет он.

Принимая во внимание утверждение Мизрахи о том, что название района «Городом Давида» само по себе проблематично и является проявлением предвзятости, Оренштейн отмечает, что он был так назван задолго до того, как был сформирован “Элад”: «Дело не в том, что “Фонд города Давида” назвал этот район, – говорит он. – За последние 150 лет здесь произошли археологические раскопки, и эти раскопки в основном не проводились израильтянами или евреями, стремящимися доказать, что древний город Давида – оригинальное место библейского Иерусалима. Это не брендинг “Фонда города Давида” – за 150 лет археологических раскопок они получили свое название». Отвечая на вопрос о том, как “Эмек Шавех” манипулирует историческими данными, Оренштейн ссылается на относительное молчание организации по поводу разграбления древностей на Храмовой горе и агрессивную критику всемирно уважаемых археологов, раскопавших город Давида.

“Они [делают это] просто потому, что это не соответствует политическому нарративу, который они лоббируют, что Израиль не должен копать в этой области – что еврейские связи с городом Давида должны быть сведены к минимуму, потому что это политически неудобно для палестинских политических интересов, – говорит он. – Они также делают это, потому что это политически неудобно для тех европейских стран, которые финансируют “Эмек Шавех”, и которые также хотел бы отменить суверенитет Израиля в Иерусалиме».

Оренштейн цитирует текущие ходатайства “Эмек Шавех” в Верховном суде прекратить раскопки на “парковке Гивати”, туннелях Западной стены и других местах, контролируемых “Эладом” в качестве доказательства явной политической предвзятости. «Если вы обратите внимание на то, в чем “Эмек Шавех” является откровенным, то можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство их отчетов сосредоточено на критике мест, в которых проводятся раскопки, тех, которые по мнению “Эмек Шавех”, не должны находиться под суверенитетом Израиля или где раскопки дают историческую легитимность права Израиля находится в этих районах», – говорит он. Отвечая на вопрос, можно ли разместить нейтральную организацию в оспариваемых районах, где проводятся раскопки, Оренштейн назвал археологическую систему города Давида самой лучшей моделью для обеспечения точности и прозрачности.

«Раскопки проводятся Израильским управлением древностей – органом, который уважается на международном уровне за использование самых высоких академических и научных стандартов во всех их археологических раскопках, – говорит он.  – Их проводят археологи из ведущих академических учреждений Израиля и всего мира, которые не имеют личных связей с самим городом Давида. Таким образом, у них есть нейтралитет, и они стремятся раскрыть истори ». Он продолжает: «Я бы сказал, что город Давида представляет собой, пожалуй, один из величайших примеров того, как вы можете открывать, сохранять и представлять историю прозрачно, позволяя людям всех конфессий и происхождения быть связанными с этой историей так, как это они выбирают… Мы не скрываем других периодов истории». Более того, Оренштейн говорит, что он лично принимал послов из мусульманских стран. «Я говорю им, что у меня нет никаких проблем с признанием глубокой связи, которая есть у мусульман с Иерусалимом, – сказал он. – И я жду того дня, когда большинство мусульман сможет сказать то же самое о еврейских связях с Иерусалимом».

Между тем, ссылаясь на отрицание ЮНЕСКО неоспоримой связи иудаизма с Иерусалимом, Оренштейн говорит, что надзор любого рода со стороны такой якобы «нейтральной» организации был бы опасен. «Мы видим за всеми повторяющимися резолюциями ЮНЕСКО то, что они бы сделали, если бы они имели шанс, в Иерусалиме, – говорит он. – Еврейские связи будут стерты, христианские связи будут стерты. Самое худшее, что может случиться, конечно, если вы еврей или христианин, – это привлечь сюда международный орган для управления древностями». «Это было бы катастрофой – и не только для евреев, – добавляет он. – И тот факт, что “Эмек Шавех” пытается протолкнуть эту идею, зная из исторического прецедента, что произойдет, говорит о многом».

Jerusalem Post

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции