Новости

Алекс Сорос, только что названный преемником своего отца Джорджа, является давним донором либеральных еврейских организаций

18 июля 2023, 13:00 История
Поделиться

Когда Джордж Сорос передал контроль над своей обширной благотворительной деятельностью своему сыну Александру, было ясно, что новый 37-летний председатель во многом пойдет по стопам своего отца, пишет журналист JTA Рон Кампеас.

Известно, что Алекс Сорос хорошо работает с Джорджем, миллиардером, финансирующим хедж-фонды, либеральным филантропом и пережившим Холокост, которому в следующем месяце исполняется 93 года. «Мы думаем одинаково», — заявил Джордж Сорос о своем младшем сыне, назначив его в июне своим преемником в фондах «Открытое общество» (OSF), которые распределяют примерно 1,5 миллиарда долларов в год на множество целей. Но некоторые различия уже очевидны. Алекс Сорос сам рассказал об этом в день объявления о передаче полномочий, сказав: «Я больше занимаюсь политикой». Другое различие, менее заметное, но не менее очевидное: глубокое и публичное принятие Алексом Соросом своей еврейской идентичности.

Джордж Сорос, родившийся в Венгрии в 1930 году, в детстве скрывался во время Холокоста и, став взрослым, всегда открыто называл себя евреем — в дополнение к тому, что он был одной из самых известных мишеней правого антисемитизма. Но он не принимает участия ни в каких еврейских организациях, сравнительно мало жертвовал еврейским некоммерческим организациям и в 2007 году написал: «Я не сионист и не соблюдающий еврей». Алекс Сорос более открыто говорит о своем иудаизме и однажды организовал собрание для борьбы с растущим антисемитизмом. Он регулярно публикует фотографии с отмечания праздников и уже давно занимается еврейской благотворительностью. Первое пожертвование, сделанное его собственным фондом, основанным в 2012 году, составило 250000 долларов прогрессивной еврейской организации «Bend The Arc», в совете директоров которой он остается и по сей день. Алекс Сорос отклонил просьбу об интервью, как и другие сотрудники OSF. Но он много писал и говорил о том, как иудаизм сформировал его, как, по его мнению, развивается еврейская община и как он надеется повлиять на еврейскую благотворительность.

«Прогрессивные идеи, такие как движение за гражданские права, являются частью еврейского наследия в Соединенных Штатах, — заявил он в 2012 году. — Для меня «Bend The Arc» имеет гораздо больше общего с сохранением этого наследия, чем с чем-либо еще». Приход Алекса Сороса к руководству в фондах «Открытое общество» вряд ли был само собой разумеющимся. В течение многих лет наследником считался старший сын Джорджа Сороса от первого брака, Джонатан: его второе имя, Тивадар, происходит от имени отца Джорджа Сороса, и он был президентом инвестиционной фирмы старшего Сороса почти десятилетие. Но он ушел после конфликта с отцом из-за решений о найме и основал собственную инвестиционную фирму, хотя, как сообщается, они остаются друзьями. Алекс — старший из двух сыновей Джорджа от второго брака с еврейским историком Сьюзен Вебер. В то время как Алекс хвалит своего отца и в недавнем посте в социальных сетях с улыбающейся фотографией назвал его «величайшим», в интервью «Wall Street Journal» он назвал свое воспитание тяжелым.

У старшего Сороса репутация человека, контролирующего высокопоставленных сотрудников, как в своем хедж-фонде, так и в благотворительной деятельности. Алекс, выросший в Нью-Йорке и его северном пригороде, рассказал журналу, что все свое детство он страстно желал внимания отца. «Я был очень зол на него, я чувствовал себя ненужным, — заявил он «New York Times» в 2012 году. — Ему было очень трудно говорить о любви, и его никогда не было рядом». В 1998 году Алекс Сорос стал первым ребенком Джорджа, у которого была бар-мицва. (Помимо Джонатана, у Джорджа Сороса были дочь и еще один сын от его первой жены, которая не была еврейкой). В 2018 году он рассказал «Yediot Aharonot», что его отец отвел его в сторону после церемонии и сказал: «Если ты серьезно относишься к тому, чтобы быть евреем, возможно, тебе стоит подумать об иммиграции в Израиль», — сказал он. На фотографии, которой он поделился с «Wall Street Journal», его отец вручает ему свиток Торы, а отец и сын носят одинаковые кипы, черные и украшенные белыми магендовидами. Алекс заявил, что сблизился со своим отцом после того, как его мать подала на развод в 2004 году, когда Алекс только начинал учиться в Нью-Йоркском университете. Но его путь к наследнику поначалу казался неопределенным, поскольку он привлек внимание публики как тусовщик.

В 2008 году, летом после его выпуска, «CityFile», ныне несуществующий нью-йоркский сайт сплетен, порылся на его страницах в «Фейсбуке» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией) в поисках фотографий и сообщил, что он провел время, «отдыхая в папином доме в Саутгемптоне, выпивая во время круиза на семейной яхте, и целовался с девушками в таких местах, как «La Playa» и «Pink Elephant»». Алекс Сорос удалил фотографии и стал более активно участвовать в благотворительности своего отца. Он отправился в Амазонию, чтобы встретиться с лидерами коренных народов, и вошел в правление правозащитной организации «Global Witness», занимающейся проблемами жертв добычи полезных ископаемых. Он также погрузился в терапию. «Вырастая в Верхнем Ист-Сайде, ходить к психологу — все равно, что ходить в еврейскую школу, — заявил он «New York Times» в 2012 году. — Это ожидаемо». В том же году он основал собственный фонд. Его первое пожертвование составило 250000 долларов в пользу «Bend The Arc».

Выступая в то время в «Philanthropy News Digest», он заявил, что его благотворительность не отличается от деятельности его отца. «Учитывая историю моего отца и ценности, которые привели к созданию OSF, можно утверждать, что OSF — это еврейский фонд», — заявил он. «Его еврейская идентичность оказала большое влияние», — добавил он. «Я вижу, что это формирует то, что он делает, особенно его благотворительность, и, вероятно, моя собственная забота о еврейской общине также исходит от него». По мере роста филантропии Алекс Сорос также пошел по стопам своей матери, получив докторскую степень по истории. Название его диссертации 2018 года в Калифорнийском университете в Беркли, согласно «Wall Street Journal», восхитило его отца: «Еврейский Дионис: Гейне, Ницше и литературная политика». Сегодня Алекс Сорос не принадлежит к какой-либо общине, но отмечает Песах и осенние праздники вместе со своей матерью, сообщил JTA источник, близкий к семье.

Помимо «Bend The Arc», он входит в правление Центра еврейской истории в Нью-Йорке. Со временем младший Сорос также создал присутствие в социальных сетях, где вместо того, чтобы хвастаться своим богатством, демонстрирует свою еврейскую идентичность, а также множество встреч с мировыми лидерами. На Хануку в 2020 году он опубликовал в «Инстаграме» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией) фотографию того, что, по его словам, было «одним из величайших подарков, которые я получил к бар-мицве», — меноры, сделанной из танцующих роботов. Он регулярно публикует фотографии еврейских праздников, обычно посвященные еде. Песах – самый важный для него еврейский праздник, и он устраивает большие трапезы со своей матерью, приглашая как евреев, так и неевреев. Хала, как он однажды написал, — его «любимый (квасной) хлеб».

Алекс Сорос также упомянул о своем иудаизме, когда писал в социальных сетях о своих политических настроениях. Ранее в этом месяце он разместил свою фотографию, на которой он обнимает сенатора от Нью-Йорка Чарльза Шумера, лидера демократического большинства. «Многие, в том числе Роберт А. Каро, называли этого человека еврейским ЛБД», — написал он, ссылаясь на биографа президента Линдона Бейнса Джонсона, который также является евреем. Он также опубликовал панегирик судье Верховного суда Рут Бадер Гинзбург, когда она умерла в начале Рош а-Шана в 2020 году, написав, что, согласно еврейской традиции, тот, кто умирает в этот праздник, «является человеком великой праведности или цадиком». Саймон Грир, основатель «Bend the Arc», заявил JTA, что присутствие Алекса Сороса в «Инстаграме» типично для его поколения, и не только потому, что молодые евреи, как правило, больше живут в Интернете. По словам Грира, Джордж Сорос никогда не извинялся за свой иудаизм, но был типичным представителем старшего поколения, которое склонно не говорить об этом публично. Алекс из поколения, которое счастливо транслировать свою идентичность, еврейскую или другую. «Подумайте о том поколении евреев, которые иммигрировали сюда и хотели быть американцами. … Они хотели, чтобы мы поверили в то, что мы евреи. Но они не собирались практиковать это так, как, возможно, делали в детстве», — сказал он. «А потом, будучи молодыми взрослыми, мы подумали: «Ну, подождите, я люблю Песах. Я рад поговорить об истории Исхода».

Комментарии Алекса Сороса наводят на мысль, что он хорошо осведомлен о линиях разлома внутри еврейских общин. В интервью «Philanthropy News Digest» 2012 года он посетовал на то, что, по его мнению, «что-то вроде экзистенциального кризиса, происходящего для многих американских евреев», когда «многие обращаются к религиозной ортодоксии, чтобы получить ответы». Он добавил: «Хотя это само по себе не является негативным по своей сути, оно часто сочетается с более консервативными политическими убеждениями и трайбалистскими взглядами. В конце концов, я думаю, произойдет раскол, когда с одной стороны будут светские, универсалистские евреи, а с другой — более ортодоксальные и религиозные».

Еврейское мировоззрение Алекса Сороса также сформировалось под влиянием антисемитизма, включая нападки на его отца. Грир рассказал в интервью, что он впервые встретил Алекса, когда Грир и Джордж Сорос стали мишенью правого провокатора Гленна Бека, который тогда был ведущим «Fox News». Алекс Сорос был молод, но уже погрузился в историю антисемитизма, что отчасти проистекало из его преданности отцу, вспоминает Грир, на которого Алекс Сорос ссылался как на человека, оказавшего на него влияние. «Бек использовал против его отца стереотип о кукловоде», — вспоминает Грир. «Алекс хорошо разбирался в образе кукловода. Он изучал антисемитизм в Европе, поэтому ему было совершенно ясно, что это из «Протоколов сионских мудрецов». У него не было никаких иллюзий по этому поводу». По его словам, Алекс Сорос в 2017 году созвал встречу в Chatham House, исследовательском институте в Лондоне для борьбы с растущим антисемитизмом. «Это было еще в начале правления администрации Трампа, и Алекс действительно предвидел это», — заявил Грир. «Я думаю, он видел растущую волну антисемитизма. Это беспокоило его, и он финансировал совещание, на которое мы пригласили экспертов из США и присутствовал на нем».

Он также рассказал, что опыт его отца во время Холокоста направлял его благотворительную деятельность, вдохновляя его продолжать приверженность отца защите прав человека и политической активности. «Мой отец, Джордж Сорос, потерял членов семьи во время Холокоста», — написал он в статье CNN в прошлом месяце, приветствуя план администрации Байдена по борьбе с антисемитизмом. «И для него этот опыт — быть «другим», быть ненавидимым за что-то, что он не мог контролировать, — подпитывал его благотворительную карьеру. И его стремление помогать другим бороться за жизнь, свободную от страха».

Филантропия старшего Сороса была сосредоточена на продемократических усилиях в бывшем коммунистическом блоке и других странах, а также на демократической политике и реформе уголовного правосудия в Соединенных Штатах. Его критики нацелились на его поддержку прогрессистской политики на местном и национальном уровне, а также на влияние, которым он обладает как один из самых известных мегадоноров в мире. В отличие от своего сына, Джордж Сорос редко делал пожертвования на чисто еврейские проекты, и некоторые из его заявлений о евреях и Израиле вызвали негативную реакцию со стороны еврейских лидеров. В 2003 году Джордж Сорос заявил на собрании Еврейской сети спонсоров, что в Европе наблюдается «возрождение антисемитизма. Этому способствует политика администрации Буша и администрации Ариэля Шарона в Израиле». Эти комментарии вызвали возмущение у некоторых еврейских деятелей, таких как тогдашний глава Антидиффамационной лиги Авраам Фоксман, который заметил, что Сорос «винит жертву во всех бедах».

В эссе 2007 года в «New York Review of Books» Сорос написал, что он «очень сочувствует моим собратьям – евреям и глубоко озабочен выживанием Израиля». Но он также написал о «всепроникающем влиянии Американо-израильского комитета по связям с общественностью» и добавил, что поведение организации придает «некоторое доверие» антисемитским заявлениям о «всемогущем сионистском заговоре». Год спустя он предоставит около 750000 долларов начального финансирования «J Street», основанной как либеральная альтернатива AIPAC. В прошлом году он пожертвовал 1 миллион долларов компании «J Street» «Суперкомитет политического действия».

Алекс Сорос разделяет неприятие своим отцом политиков правого толка в Израиле и некоторых направлений политики страны. «Я беспокоюсь, когда евреи в Америке начинают поддерживать в Израиле политику, которую они не поддержали бы в Америке, которая не допускает отделения церкви от государства. Которая не дает полных прав людям, которые формально живут в условиях оккупации, и которые не позволяют иммигрировать людям, которые не являются евреями, или неевреям становиться гражданами», — заявил он в интервью «Philanthropy News Digest» 2012 года. В 2016 году, спустя годы после того, как его роль в благотворительных пожертвованиях отца усилилась, взломанные электронные письма показали, что фонды «Открытое общество» поддерживали организации, стремившиеся работать над «борьбой с расистской и антидемократической политикой Израиля».

Арабский региональный офис фонда в 2015 году высоко оценил инициативу 2007 года по созданию двухнациональной конституции Израиля. (В своем интервью «Yediot» Алекс Сорос рассказал, что выступает против антиизраильского движения «Бойкот, изъятие инвестиций и санкции» (BDS), и заявил, что арабский офис Фонда «Открытое общество» принимает решения о финансировании самостоятельно.) Два года спустя в своем интервью «Yediot» Алекс Сорос раскритиковал Нетаньяху за то, что он заставил министерство иностранных дел отозвать предыдущее осуждение антисоросовской кампании венгерского правительства, которую еврейская община страны сочла антисемитской. (Его отец предложил ему поговорить с израильской газетой после того, как она первоначально попросила Джорджа Сороса об интервью, сообщает газета). «Меня разочаровало циничное поведение израильского премьер-министра, его неспособность помочь евреям и поддержать их», — заметил Алекс Сорос. «Это не Израиль, это Нетаньяху. Его связи с праворадикальными, антисемитскими и коррумпированными элементами противоречат обязательствам Израиля как еврейского государства».

В своей недавней статье на CNN Алекс Сорос раскритиковал нынешнее правительство Израиля — снова во главе с Нетаньяху — за «все более агрессивную и враждебную политику по отношению к его арабскому населению, введение экстремистов в кабинет министров, санкционирование новых поселений на оккупированном Западном берегу и предложение новых кардинальных ограничений независимости судебной власти». Как недавно сообщила «Wall Street Journal», он несколько раз посещал Израиль. Израиль вряд ли станет центром благотворительности Алекса Сороса, но демократы будут одним из них. Помимо того, что в декабре он был избран председателем OSF, он также является президентом Демократического комитета политического действия, влиятельного политического комитета Джорджа Сороса, который сделал его ведущим донором демократов на прошлогодних промежуточных выборах. Алекс также является единственным членом семьи, участвующим в комитете. Он курирует «Soros Fund Management», семейный инвестиционный фонд, активы которого оцениваются в 25 миллиардов долларов. Он уже вносит изменения в OSF.

В конце июня он объявил о сокращении на 40% штата фонда, насчитывающего около 500 человек, сообщает «Bloomberg», во имя «создания более гибкой организации». Он также сообщил «Wall Street Journal», что планирует больше инвестировать в политические инициативы, такие как аборты или избирательные права. Это соответствует его давним пожертвованиям. В 2012 году, когда он занялся благотворительностью, он пожертвовал 200000 долларов еврейскому суперкомпьютерному комитету, ответственному за «Великое путешествие» — кампанию, которая началась в 2008 году, чтобы убедить пожилых избирателей во Флориде поддержать Барака Обаму на президентских выборах того года. В 2016 году он призвал Хиллари Клинтон принять прогрессистскую политику, чтобы выиграть голоса евреев Флориды, и тем самым дал возможность заглянуть в свое будущее в качестве одного из самых влиятельных филантропов мира. «Как у общины, наша реакция на увеличение благосостояния заключалась в том, чтобы сделать все возможное, чтобы расширить сеть для других американцев», — написал он в статье для «South Florida Sun-Sentinel». «Когда кто-то просматривает историю прогрессистских битв в США от труда до гражданских прав, мы видим американских евреев на передовой».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции